Электрический бензонасос – очень загадочный узел. Даже когда он работает, топливная система может испытывать голод. Почему?
Электрический бензонасос – очень загадочный узел. Даже когда он работает, топливная система может испытывать голод. Почему?
Электрический бензонасос – очень загадочный узел. Даже когда он работает, топливная система может испытывать голод. Почему? |
Назначение, конструкция
Электрический бензонасос, как и привычные диафрагменный или плунжерный в карбюраторных автомобилях, подает топливо из бака к форсункам, которые направляют его во впускной тракт перед клапаном или непосредственно в цилиндры. Но для эффективной работы форсунок необходимо большее давление, поэтому нужно обеспечить работу насоса еще до запуска двигателя. Для этого используют различные механические насосы (чаще всего роликовые или шестеренчатые, иногда вихревые или турбинные) с электродвигателем. Эти два устройства cоставляют единый узел. Так как они постоянно «купаются» в бензине, отдельной системы смазки в этом узле нет. Бензин выступает и в роли смазки, и в роли охлаждающей жидкости. Электробензонасос может быть установлен как в топливном баке, так и снаружи, рядом с ним. Основные его параметры – производительность (обычно 1-2 л/мин) и развиваемое давление (2,5–5 атм). Требуемое давление в топливной рейке поддерживает специальный регулятор.
Виды и причины поломок
Одна из причин пониженного давления топлива в системе – грязный фильтр насоса. Новый фильтр от 10 до 55 грн.
Неисправности электробензонасоса делятся на механические и электрические. «Электрика» создает проблемы редко. Могут выйти из строя щетки или коллектор электромотора, но это происходит при пробеге свыше 150–200 тыс. км. К этому времени, как правило, срабатывается нагнетающая часть насоса. Мельчайшие механические примеси способствуют износу трущихся поверхностей, и при работе на некачественном бензине срок службы насоса иногда составляет 1,5-2 года. Причиной снижения ресурса данного узла может быть и езда с малым уровнем топлива в баке (при горящей «лампочке»).
Снижение рабочего давления в системе происходит в результате засорения фильтра тонкой очистки топлива и сетчатого фильтра топливоприемника мусором, а также смолами. Зимой причиной отказов может стать вода, попадающая в топливный бак и замерзающая в самом насосе или на фильтре топливоприемника.
| |||||||
Диагностика
Лучший способ диагностики насоса – манометром проверить давление в топливной системе (при работающем двигателе).
Чтобы исключить ошибку в «диагнозе», перед проверкой насоса необходимо заменить топливный фильтр, если он предусмотрен конструкцией системы питания. Если давление в системе ниже предельно допустимого, смените или промойте фильтр топливоприемника. Нет положительного результата – бензонасос требует замены.
| |
В домашних условиях можно продиагностировать только электродвигатель насоса. Если он исправен, при включении зажигания на 2-3 секунды раздается характерное «жужжание». Но стоит помнить, что развиваемое давление в этом случае может быть ниже требуемого из-за износа непосредственно насоса.
Способы ремонта
Электрические бензонасосы неремонтопригодны. Однако у нас имеются мастерские, где разработали и освоили технологию ремонта этих узлов. Однако согласно требованиям автопроизводителей дилерские СТО признают только установку новых насосов взамен неисправных. Менять можно как топливный модуль (насос, кронштейн, датчик уровня топлива), так и отдельно насос. Топливный модуль, например, для Lada, стоит 500–600 грн., а только насос – 170–320 грн.
Сохраняем ресурс
«Пустой» бак сокращает жизнь электробензонасосу. | Убрать воду из бака можно специальными присадками. |
Чтобы продлить срок службы бензонасоса, необходимо постоянное наличие хорошего бензина в баке. Чем меньше содержание смол, механических примесей и воды в топливе, тем дольше работает бензонасос. Первые же мигания контрольной лампочки уровня топлива в баке – это сигнал: «Немедленно на заправку!» Дело в том, что баки современных автомобилей, как правило, плоские, и если горючего остается менее трети емкости, при совершении резких маневров вполне вероятно, что топливоприемник будет «хватать воздух», так как бензин смещается в одну сторону бака. Если нет возможности заправляться на проверенной АЗС, уменьшить количество механических примесей и воды в бензине можно, заливая его из канистры через фильтр-сетку. Идеальный, но неудобный вариант – использовать латунную сетку, применяемую в системах фильтрации авиационной техники, так как она не пропускает даже воду.
Удалить воду, попавшую в бак, можно при помощи специальных присадок, добавляемых в бензин. Чаще всего это различные спирты, которые связывают воду и «помогают» ей благополучно пройти через топливную систему.