Все узлы в автомобиле рассчитаны на определенный срок службы. От их работоспособности зависит безопасность. Чтобы неполадки в этих узлах не привели к неожиданным неприятностям, поговорим о них. Начнем с амортизаторов.
| | Все узлы в автомобиле рассчитаны на определенный срок службы. От их работоспособности зависит безопасность. Чтобы неполадки в этих узлах не привели к неожиданным неприятностям, поговорим о них. Начнем с амортизаторов. |
Назначение
Амортизатор – элемент подвески, который взаимно гасит колебания кузова автомобиля и колеса при движении по дорожным неровностям, оседании машины в случае резкого ускорения и переключениях передач, «клевках» во время внезапных торможений, кренах в крутых поворотах и т. д. Возникают эти явления из-за наличия в подвеске упругих элементов и пневматических шин. Они-то и способствуют подпрыгиванию колес, а это очень опасно, так как протектор какое-то время не имеет с дорогой контакта, т. е. при движении колесо лишь частично участвует в удержании автомобиля на заданной траектории движения, а когда происходит торможение – помогает в замедлении.
Снижение эффективности работы
У каждого механизма наступает период критического износа, тогда он начинает выполнять свою функцию некачественно, т. е. теряет эффективность работы. Иногда в этом обвиняют амортизаторную жидкость. Однако условия ее работы более мягкие, чем моторных и трансмиссионных масел, поэтому она практически не «стареет». При правильном подборе жидкость сохраняет свои вязкостные свойства практически весь период эксплуатации. Тем не менее, при попадании воды, срабатывании вязкостных присадок, повышенной аэрации возможно снижение вязкости жидкости, что ведет к ухудшению способности амортизатора гасить колебания.
Поломки
Заложенный создателями в амортизаторы ресурс (80–200 тыс. км) может сильно отличаться от реального. В основном это связано с режимом и условиями эксплуатации авто. Чем они жестче, тем меньше срок эксплуатации.
Диагностика
Определить исправность амортизаторов можно простыми методами или же на специальном вибростенде. В первом случае диагностика заключается в визуальном осмотре (мокрые или сухие) и контроле раскачиваемости автомобиля (при ручной раскачке), во втором – в программу вибростенда заложена информация о граничных режимах работы, и в случае аварийно опасной потери эффективности на мониторе и в распечатке дается информация о неисправности амортизатора.
Азы выбора
Подбирая автомобилю «неродные» амортизаторы, довольно сложно получить желаемый результат. Причина – характеристики могут заметно отличаться. И тут возникает вопрос – какие амортизаторы лучше: газо-масляные или масляные? Масляные дешевле, обеспечивают высокий уровень комфортабельности и эффективны в нормальных условиях эксплуатации. Газо-масляные придают подвеске более спортивные настройки, на их характеристики меньше влияет перегрев при активной езде в жаркую погоду, однако они, как правило, снижают уровень комфортабельности автомобиля.
Юрий Дацык
Фото Monroe и BMW