240 гривен с мотора
![]() | ![]() | Рост цен на нефтепродукты в течение года обошелся среднему украинскому автомобилисту в 240 гривен переплаты за топливо. |
Ценовые катаклизмы
не обошли стороной украинский рынок нефтепродуктов (см. таблицу). Рост
розничных цен в 2003-м по сравнению с 2002-м очевиден. Причем величина
прироста по всем маркам нефтепродуктов примерно одинакова и находится
в пределах 10 – 12%. Много это или мало? Попробуем рассчитать. Среднему
автолюбителю, проезжающему в год порядка 10 тыс. км, при среднем же расходе
8 л на 100 км пути в прошлом году дизтопливо обошлось на 216 грн., бензин
А-76 – на 172, А-92 – на 236, А-95 – на 240 грн. дороже, чем в позапрошлом.
В Америке кризис больше
Еще одно интересное наблюдение. Стоимость топлива в 2003 году в долларовом
эквиваленте находилась в пределах 30 – 40 центов за один литр. Для справки:
на заправочных станциях в столичном регионе США один галлон (3,785 литра)
«обычного» бензина (аналог А-92) продавался за 1,59 доллара, то есть 1
л стоил 42 цента. Год назад он обходился американским водителям на 12
центов дешевле. Причем тенденции к подорожанию из-за высоких мировых цен
на нефть (34 доллара за баррель) и необычайных холодов на северо-востоке
США сохраняются и составляют 1 цент в день за галлон, то есть в неделю
топливо дорожает примерно на 4%! А мы говорим о росте на 10% в год…
Да, до Америки нам еще далеко.
Производим и вывозим
Повышение цен вполне закономерно. Объемы ежемесячных поставок нефти на
украинские НПЗ постоянно росли. В прошлом году они впервые за все время
независимости Украины превысили 2 млн. тонн. Потребности внутреннего рынка
в основных марках топлива практически полностью обеспечивались отечественными
заводами.
За 2003 год украинские НПЗ переработали около 21,2 млн. тонн нефти, что
на 9% больше, чем год назад. Казалось бы, это должно стабилизировать рынок.
Действительно, разброс цен в 2003 году уменьшился по сравнению с 2002-м
почти в 2,5 раза. Однако средний их уровень вырос. Увеличение объемов
переработки нефти не привело к стабилизации цен.
Единственное утешение – розничный рынок стал меньше реагировать на резкие
изменения стоимости оптовых партий нефтепродуктов. Если в мае 2002
года 60-процентное подорожание тонны бензина А-95 повлекло за собой увеличение
цен на заправках с 1,48 до 2,15 грн./л, то сезонный ценовой всплеск весной
прошлого года привел лишь к подорожанию 1 литра в рознице на 5 – 10 копеек.
Возможно, это связано с тем, что в Украине была создана разветвленная
сеть из более чем 1500 современных автозаправочных комплексов, большинство
из которых являются корпоративными или работают в условиях франчайзинга
и жесткой конкуренции между корпорациями.
Причина низкой зависимости цен на горючее от количества переработанного
сырья заключается в том, что Украина сегодня как нефтеперерабатывающее
государство становится экспортно ориентированной. Объемы экспорта нефтепродуктов
в 2003 году более чем в шесть раз превысили объемы импорта, причем тенденция
к уменьшению доли ввозимого топлива сохранялась до конца года. За весь
2003 год в Украину было импортировано всего около 300 тыс. тонн автомобильного
бензина и дизельного топлива. Так что отныне и нам жить по мировым
ценам. Но высокая цена не всегда гарантирует качество горючего на наших
АЗС.
За качество стали бороться
За истекший год изменились не только цены. Владельцы розничных сетей
стали уделять больше внимания качеству нефтепродуктов, предлагаемых конечным
потребителям. На дорогах Украины появились мобильные экспресс-лаборатории
для его контроля. Во второй половине года ими обзавелись украинские «дочки»
«Лукойла» и «ТНК». Топ-менеджеры Тюменской компании, пообещав увеличить
количество подобных передвижных комплексов до десяти, обновили лабораторное
оборудование на принадлежащем ей ООО «ЛиНОС». Идет модернизация нефтеперерабатывающих
заводов. К примеру, дизельное топливо, которое производится на Одесском
НПЗ, принадлежащем «Лукойлу», соответствует европейским стандартам качества.
В истекшем году на АЗС под брэндом этой компании уже можно было заправлять
машины низкосернистой соляркой. В борьбу за качество вступают и другие
брэнды.
Прогноз
Учитывая сезонное снижение потребления топлива, следует ожидать и
дальнейшего незначительного снижения цен. Поскольку его темпы составят
доли процента в месяц, автомобилисты этого практически не ощутят.
Сегодня в Украине литр бензина А-76 стоит 160,2 коп., А-80 – 162,0 коп.,
А-92 – 188,7 коп., А-95 – 209,9 коп., А-98 – 251,1 коп., ДТ – 166,9 коп.
Вероятнее всего, в ближайшее время цены останутся на таком уровне.
За год – 11% | |
| |
![]() |
![]() | Средние цены на украинских АЗС и их изменение |
|