15 лет назад, когда «Автоцентр» только начинал рассказывать о системах и конструкциях, автомобильный мир уже был разделен на две неравные части: машины с АКП и машины с «механикой». Расстановка сил с тех пор несколько изменилась…
15 лет назад, когда «Автоцентр» только начинал рассказывать о системах и конструкциях, автомобильный мир уже был разделен на две неравные части: машины с АКП и машины с «механикой». Расстановка сил с тех пор несколько изменилась…
15 лет назад, когда «Автоцентр» только начинал рассказывать о системах и конструкциях, автомобильный мир уже был разделен на две неравные части: машины с АКП и машины с «механикой». Расстановка сил с тех пор несколько изменилась…
В конце 90-х в сфере трансмиссий господствовала пятиступенчатая «механика» и четырехступенчатые «автоматы». Могли быть варианты по количеству передач, но принципиально других КП в нашей стране не знали.
В своих самых первых номерах осенью 1997 года «Автоцентр» признавал, что Украина пока не созрела для массового распространения «автоматов», хотя наш журнал и пророчил им светлое будущее. Перегонщики «бэушных» авто – в то время основные поставщики иномарок на отечественный рынок – возить какую-либо экзотику типа вариаторов или «полуавтоматов» справедливо побаивались, а немногочисленные официальные импортеры только начинали осваиваться на рынке. Однако весной 2000-го мы уже тестировали официально продающуюся в Украине Toyota Yaris с автоматическим сцеплением. И началось… Вариаторы, «роботы», Tip-Tronic, DSG…
Сегодня на украинском рынке вполне официально представлены самые разнообразные трансмиссии, причем число «автоматов» увеличилось, а их конструкции стали разнообразнее. А еще многие машины с автоматическими коробками растеряли имидж вальяжных «крейсеров» и стали настоящими «спортсменами».
Работа роботов
Всего по два
Вариации
Вариатор (он же CVT) с парой шкивов переменного диаметра отличается от коробки передач с валами и шестернями бесступенчатым изменением передаточного числа и, как следствие, – возможностью постоянно удерживать обороты двигателя в наиболее оптимальном диапазоне. Как правило, вариатор легче и проще классической АКП с гидромеханикой. Такие трансмиссии получили второе рождение после массового внедрения в конце 90-х годов металлического ремня и пластинчатой цепи, пришедших на смену клиновидному резинокордному ремню. В 1999 г. у Audi появился вариатор Multitronic с цепной передачей крутящего момента. Металл долговечнее армированной тканью резины, но величина передаваемого крутящего момента оставалась ограниченной 180–200 Нм. Однако в 2003 г. «Автоцентр» опробовал кроссовер Nissan Murano с мощным 3,5-литровым V6 (234 л. с., 333 Нм), оснащенный вариатором X-Tronic. Некоторые производители научились оборудовать свои бесступенчатые вариаторы режимом ручного переключения – водитель может самостоятельно выбирать одну из шести, а то и восьми виртуальных передач, которым соответствует линейка фиксированных передаточных чисел вариатора. Прежние опасения потребителей относительно долговечности трансмиссий типа CVT рассеялись: ряд моделей вообще не комплектуется гидромеханическими АКП. Если поначалу вариаторы применялись только на малолитражках, то сейчас сфера их внедрения сместилась в более высокие сегменты: Nissan Murano, Audi A4/А6/А8 (моноприводные версии), Renault Koleos и пр.
Вечная механика
Считая от первых лет «Автоцентра», когда в «подвижном составе» украинского автопарка господствовали механические коробки, этот вид трансмиссий существенно потеснился. И тем не менее «механика» не сдается: по сей день укомплектованные ею автомобили составляют большую часть эксплуатируемых в Украине машин. Изменения коснулись прежде всего количества передач: конструкторы хотят дать двигателю возможность как можно дольше работать в самом оптимальном диапазоне оборотов. 4-ступенчатые МКП ушли в прошлое на рубеже нового тысячелетия – даже на все еще популярной в ту пору бюджетной вазовской «классике». Начиная с 2002–2004 гг. 6-ступенчатая «механика», появившаяся до рождения «Автоцентра», не редкость даже в С-классе – правда, в паре с мощными моторами. Важный тренд последних 4-5 лет – борьба за экономичность. Это выражается в работе над уменьшением потерь энергии в КП, в первую очередь – путем снижения трения, что достигается использованием энергосберегающих масел, а в 2011 г. Audi применила на бензиновых «турбо-четверках» жидкостный подогрев масла в коробке – чтобы та быстрее выходила на рабочий температурный режим.
Существенных усовершенствований в «механике» за 15 лет не произошло, разве что двухмассовый маховик стал «родным» в ряде КП. |
Классика автоматов
На увеличение количества передач конструкторы идут ради снижения расхода топлива и вредных выбросов. |