Вопрос "чистоты" газа периодически возникает у многих автовладельцев, эксплуатирующих машину с ГБО. Существует ли система очистки сжиженного газа непосредственно на заправках или его должны чистить в другом месте?
Чтобы дать ответ владельцам машин с ГБО на эти вопросы, мы отправились искать ответ на один из автозаправочных комплексов компании WOG, где пришло время регламентного обслуживания газонаполнительного модуля. Оказывается, каждый газонаполнительный модуль имеет систему очистки, но сначала познакомимся с конструкцией газовой заправки в целом.
Конструктивно классическая газовая заправка довольно проста. Она включает в себя, собственно, баллон (или, как ее обычно называют, «бочка») для хранения сжиженного газа (пропан-бутана), насос, фильтры и заправочную колонку с управляющей электроникой. Именно фильтры газовых заправок нас и заинтересовали, так как на них грешат автовладельцы, которым приходилось в своих машинах из-за сильного загрязнения менять газовые фильтры и чистить газовые форсунки.
Газовый заправочный модуль оснащен двумя фильтрами – грубой и тонкой очистки сжиженного газа. В фильтре грубой очистки стоит сетка, которая отлавливает твердые частицы мусора размером с песчинку и менее. Фильтр тонкой очистки стоит непосредственно в колонке. Это полипропиленовый фильтр, который имеет пропускную способность 90 микрон.
Меняются и чистятся фильтры по мере их загрязнения. Это очень хорошо отслеживает оператор по скорости потока газа. Если скорость падает, оператор сообщает начальнику станции, который отправляет заявку в центральный офис, в нашем случае – сети АЗК WOG – на необходимость обслуживать газовую колонку.
Далее приезжает специалисты и чистит фильтр грубой очистки от механического мусора, а фильтр тонкой очистки меняет на новый, так как чистке он не подлежит. По информации специалистов, обслуживающих газонаполнительные колонки, при наличии в газе большого количества смолистых веществ фильтр тонкой очистки очень быстро засоряется.
Но при загрязнении пропан-бутана менее тяжелыми веществами (всевозможными нефтяными фракциями), растворенные в сжиженном газе, они могут беспрепятственно проникать в баллон автомобиля.
Также в газе могут быть химические соединения, которые вызывают коррозию газовых баллонов автомобиля, латунных трубопроводов и других металлических деталей узлов ГБО, с которыми контактирует сжиженный газ. Об этом мы подробно узнали в ходе очень интересной экскурсии в аккредитованную испытательную лабораторию сжиженного газа. Здесь его проверяют по целому ряду параметров. И несоответствие практически каждого из них действующему стандарту может привести к проблемам в работе ГБО. Но об этом более подробно расскажем в нашем следующем материале на эту тему.
Система контроля воды
Есть на газовых бочках специальный шток, который позволяет обнаружить воду на дне бочки. Его опускают до дна, и если там есть вода, оператор сразу это видит. Помимо датчика обнаружения воды в газе, шток имеет датчик количества газа и плотномер.
Мифы о заправке газом
Миф 1. Существует миф, что на газонаполнительной станции вам вместе с небольшим количеством газа могут закачать воздух. В действительности такого быть не может, так как насос перекачивает только жидкость.
Миф 2. Другой миф гласит, что в зависимости от давления накачки в баллон закачивается разное количество газа. В действительности в современных газовых колонках количество закачиваемого газа контролируется путем его взвешивания специальным устройством. Последнее потом передает информацию электронике, которая пересчитывает килограммы в литры. В баллон автомобиля может быть закачан больший объем газа, чем обычно, в случаях, если газ подается при малом давлении. В этом случае может не сработать отсекатель мультиклапана
баллона. Объем закачанного газа тогда может почти сравняться с реальным объемом баллона. При нормальном наполнении баллона газом отсекатель оставляет газообразную подушку, которая составляет 10-15% от объема баллона. Она необходима в целях безопасности на случай температурного расширения (например, если зимой заехали в теплый гараж или на СТО).