X

Техобслуживание автомобиля – советы тренеров ZF Aftermarket

В Киеве 9 – 11 июля специалисты ZF Aftermarket рассказали представителям партнерских СТО много интересного про техобслуживание автомобиля

В течение трех дней в Киеве, на территории Студии G13 проходил технический тренинг для работников СТО, организованный подразделением ZF Aftermarket. Техническое обслуживание автомобиля сегодня требует знания новейших узлов и агрегатов, их устройства и диагностику, а также причины появления рекламаций.

Технический семинар был разделен на три тематические блока: тормозные системы, системы демпфирования и автоматические коробки передач.

Начнем с тормозных систем, о которых рассказал технический тренер ZF Aftermarket по продукции TRW – Михал Глазевский (Польша). Начнем с того, что тормозная система современного автомобиля сегодня интегрирована с различными другими системами, в том числе и активной безопасности. И одна из них – адаптивный круиз контроль. Отклонение радара всего на 1 градус ведет к колоссальной погрешности на дистанции 130 метров – отклонения в сторону на 2,1 м, что равняется целой полосе движения.

Если говорить о проблемах работы самой тормозной системы, то здесь часто случаются внутренние протечки (длинный ход педали тормоза). Причина зачастую кроется в гидравлическом модуле компрессора.

Особое внимание стоит уделять тормозным колодкам. Сегодня колодки TRW выпускаются различных типов, которые выделены цветом: красный, черный и синий. Например, синие используются для электромобилей и имеют особый состав, связанный с особенностями эксплуатации машин на электротяге. Колодки имеют другой фрикционный материал, иные допуски по уровню шума и часто работают с ржавыми дисками, так как электромобили часто тормозят мотором в режиме рекуперации. Сегодня специалисты TRW разработали особое, черное покрытие для колодок – Cotec, которое существенно сокращает время притирки.

Следует помнить и о тормозной жидкости, которая впитывает влагу и воду, поэтому ее своевременная замена избавит от коррозии и выхода из строя гидравлического блока ABS. При замене тормозной жидкости нужно обращать на ее цвет – если он темный, то скорее всего подлежат замене тормозные шланги. И, конечно же, для замены тормозной жидкости необходимо использовать специальный аппарат для прокачки. Тормозные шланги из-за процесса ревулканизации рекомендуется менять каждые 5 лет.

Тормозные жидкости бывают разных типов. Специально для машин с ESP – с меньшей вязкостью, стандартные (с коэффициентом вязкости до 4.0), для американских автомобилей (с коэффициентом 5,0 – DOT5), для японских (DOT3). Для европейских авто подходят все вышеперечисленные.

Техобслуживание автомобиля по части тормозной системы требует от механика несложных правил. Обращать внимание на цвет тормозной жидкости, на утечки на тормозном цилиндре, а также жирные пятна между вакуумным клапаном и усилителем. Нужно помнить, что менять усилитель нужно вместе с клапаном иначе проблема решиться только на несколько месяцев.

Не следует также убирать редукционный клапан, иначе давление на первой и второй осях будет одинаковым, задние колеса начнут тормозить раньше и машина уйдет в занос.
Что касается тормозных дисков, то здесь желательно проводить чистку ступицы. Допустимое минимальное значение биения – 0,2 мм. Смазку нужно наносить правильную (без твердых частиц, медную нельзя). Вязкость смазки должны быть наименьшая и наносить ее следует очень тонким слоем.

Прежде всего, необходимо проводить чистку ступиц колесных дисков из алюминия, покрытых медной краской. При этом нужно чистить также скобы и направляющие.
Из типов повреждения тормозных дисков прежде всего выделим торцевое биение, которое может быть вызвано как браком, так и эксплуатацией: неравномерное охлаждение (резкая остановка после длительной езды, когда диск нагревается до 600 – 800 градусов).

Приведем допустимые значения торцевого биения для различных дисков: диаметром до 250 мм – это 0,15 мм, диаметром 250 – 300 мм (до 0,1 мм) и диаметром свыше 300 мм (0,07 – 0,08 мм). Для автомобилей марки BMW эти параметры должны быть на 20% меньше. Замеры дисков производят в 10 мм от края.

Еще одна причина повреждений – разница толщины диска, что может чувствоваться как на педали тормоза, так и на рулевом колесе. Здесь для замера лучше использовать электронный микрометр, а замер проводить в 8-ми точках по окружности.

Состояние тормозного диска также можно определить по его цвету. Если он серый, то это означает, что на него перешло много фрикционного материала с колодок, что часто случается при перегреве.

Если диск голубой, то это – первый признак того, что он быстро охлаждался после нагрева, это может вызвать торцевое биение. Темные пятна диске говорят о медденном охлаждении при перегреве. Пятна эти жесткие, поэтому диск в этом случае подлежит замене.

Об особенностях обслуживания амортизаторов поведал технический тренер из Германии – Филипп Клекенер.

Прежде всего, следует помнить, что изношенные амортизаторы увеличивают тормозной путь автомобиля с ABS. При их осмотре обязательно проводить осмотр шаровой и верхней опоры – все это делается в комплексе. Амортизаторы проверяем каждые 20 тыс. км. И при их замене обязательно меняем сайлентблоки и сервисные наборы. Если говорить о Германии, то здесь амортизаторы в среднем ходят по 150 – 160 тыс км и меняются раз в 5 – 6 лет. Еще раз подчеркнем, что изношенный амортизатор – это плохой контакт колес с дорогой, а это влияет на безопасность.

Также следует правильно выбирать тип амортизатора. Например, не следует ставить амортизаторы Heavy Duty на фургон Sprinter, если вы не возите много груза. В этом случае лучше поставить обычные. Амортизаторы с пакетом «плохие дороги» благодаря настройкам клапанов позволяют увеличить дорожный просвет на 30 мм.

Теперь остановимся на автоматических коробках передач ZF 6HP/8HP – cоответственно 6-ти и 8-ступенчатых. Эти коробки сегодня встречаются в 17 базовых типах и 769 версиях. Официальные рекомендация от производителя – замена масла через 80 – 120 тыс. км, или максимум раз в 8 лет. Для СТО производитель предлагает специальные кит-комплекты для замены масла, которые включают масло (до 7 л), поддон и крепежные болты. Для замены масла лучше всего использовать промывочные машины. Не лишней будет и двойная замена масла. А вот различные очистители нужно использовать весьма осторожно, так как они в основном агрессивные компоненты, которые могут разъесть диски сцепления, изготовленные из прессованной бумаги. ZF рекомендует использовать в своих автоматических трансмиссиях только сертифицированные масла, перечень которых можно найти в поиске google, набрав te-ml11

Филипп Клекенер
Технический тренер ZF Afremarket
Мы стараемся проводить подобные обучения в странах, где присутствуют наши продукты, где есть наши офисы. Основная задача наших тренингов – дать людям не только теоретические знания, но и реально потрогать наши продукты, покрутить гайки, прикоснуться к ним. Все это помогает лучше понять наши продукты, как они работают. Также нам очень нравится, когда у нас смешанные группы – и в один день на одно мероприятие приходят как механики, которые реально работают с продуктами, так и люди, которые занимаются продажей этих продуктов, другими словами каждый день занимаются бизнесом с этими продуктами. Еще одна важная задача – избежать будущих рекламаций на эти продукты, вот поэтому мы и миксуем группы.

Самые большие изменения в течение последних лет – это то, что все больше появляется электромобилей и, конечно, машин с гибридной силовой установкой. Сегодня мы показываем на тренинге стандартную автоматическую коробку передач 8HP, однако в этой линейке у нас есть коробка, которая изначально модифицирована под гибридные автомобили, например, марки BMW. Это означает, что для механиков в будущем весь спектр работ, которые они будут производить, будет расширен, так как добавится электрическая часть. Естественно, эта электрическая часть потребует новых знаний от механиков – и прежде всего это безопасность. Возможно, в следующем году мы подготовит обучение именно по электрическим автомобилям.

Филипп Клекенер – технический тренер ZF Afremarket (на фото слева) и Владислав Беляев – региональный менеджер ZF Aftermarket, ответственный за Украину

Владислав Беляев
Региональный менеджер ZF Aftermarket, ответственный за Украину
Тренинги мы стараемся проводить ежегодно и приглашаем наших тренеров не только в Киев, но и в регионы, такие крупные города как Львов, Одесса, Харьков, Днепр, где пытаемся представлять программы, чтобы охват был максимально большим. Также стараемся проводить каждый год апгрейд нашего обучения, чтобы не повторяться из года в год, а показывать что-то новенькое, чтобы давать людям максимально больше знаний.

Сегодня в частности мы говорим о технологии CDC – амортизаторах переменной жесткости. Они были доступны и ранее, но в небольшом ассортименте, однако ближе к концу году на вторичном рынке появится более широкий спектр этих амортизаторов. Планы по выведению на рынок – четвертый квартал этого года. Поэтому мы стараемся дать эту информацию всем, кто будет работать с этими продуктам до того, как с ними столкнутся в реальной жизни.