Обязательный техосмотр автомобилей – к чему готовиться украинцам
Обязательный техосмотр легковых автомобилей в Украине отменили еще в 2010 году из-за малой эффективности и большой коррупции в этой сфере. Сегодня он действует только для коммерческого автотранспорта – грузовиков и автобусов.
Однако Украина движется в Европейский Союз, а там согласно Директиве 2014/45/ЕС предписано до 2050 года уменьшить смертность на дорогах практически до нуля. А с 2010 по 2020 гг. – количество ДТП со смертельным исходом должно сократиться вдвое, и Европа этого уже достигла. Только в Испании за последние десять лет количество смертей на дорогах сократилось с 6000 до 1000, правда в последние четыре года эта тенденция затормозилась из-за широкого распространения смартфонов, которые сегодня все чаще становятся причиной аварий.
Игорь Диденко
Народный депутат Украины, Транспортный комитет, подкомитет безопасности дорожного движения
Сегодня мы вместе с Нацполицией разработали методику анализа ДТП. Будет создана новая карта ДТП по европейским стандартам, в которой будет 80 пунктов анализа дорожно-транспортного происшествия: состояние шин, погодные условия и др. Ведь сегодня в Украине почти 30% всех серьезных ДТП происходят по причине плохого технического состояния автомобилей.
Нужно разрабатывать законодательство. На транспортном комитете будет рассмотрен очередной законопроект, которым хотят ввести обязательный техосмотр для легковых автомобилей. Главный месседж – государство должно быть заказчиком качественно выполненных работ. И здесь примером являются Германия и Испания, где государство все делает для того, чтобы бизнес работал по закону и выполнял все в плане качества касательно безопасности дорожного движения.
Валентин Мержиевский
Старший научный сотрудник отдела исследования и научно-правового обеспечения в сфере технической эксплуатации дорожных транспортных средств ГП «ГосавтотрансНИИпроект».
Технический сервис и проверка транспортного средства на соответствие к эксплуатации – это тесно связанные между собой вещи. Сегодня законодательство не запрещает предприятиям технического сервиса производить техосмотр. Однако они боятся это делать. И одной из главных причин является – неподготовленность персонала. Поэтому имплементация в наше законодательство новой Директивы 2014/45/ЕС добавляет новые процедуры: подготовку персонала таких станций, контроль за их деятельностью и др.
Необходима система учебных центров, которые бы готовили персонала для проведения техосмотра. В Украине, на мой взгляд, должно быть не менее 6 – 8 таких заведений. Такие учебные центры должны заноситься в реестр. Эксперт должен иметь собственную печать – и только он сможет выдавать сертификат на соответствие ТС. Предусмотрен переходной период – 3 года. Еще одна новация Директивы: обязательный техосмотр будет распространяться и на колесные тракторы, движущиеся со скоростью свыше 40 км/ч. А также на мотоциклы категорий L3 – L7, то есть с двигателями рабочим объемом от 125 см куб.
Александр Фалатюк
Национальная полиция Украины
Согласно Государственной программе повышения уровня безопасности дорожного движения в Украине, утвержденной Кабмином, до 2020 года планируется закупка 30 мобильных комплексов для проведения технического контроля ТС прямо на дороге. Специальное оборудование позволит проверять несколько параметров: люфт рулевого управления, тормозную систему, световые приборы, состояние шин, а также выбросы CО.
Юрий Дацык
Руководитель проекта «Лучшая СТО Украины»
Как показал четырехлетний опыт посещения различных СТО в Украине, их владельцы действительно готовы проводить техосмотр, докупать соответствующее оборудование. Но единственно важная проблема – это коррупция. Нужно сделать так, чтобы власть позволила таким станциям работать открыто, чтобы их не зажимали другие станции. Сегодня многие станции по умолчанию и так проверяют техническое состояние автомобилей, но они не могут обязать владельца что-то поменять. И это очень актуально сегодня, с наплывом в нашу страну т. н. евроблях. Я за то, чтобы техосмотр проходили все без исключения автомобили.