За электромобилями будущее, но их батареи застряли в прошлом
Электромобили становятся все дешевле и эффективней, а преимущества их применения с позиции экологии и стоимости владения автомобилем сложно переоценить.
Но, на сегодняшний день главной проблемой электромобилей продолжают оставаться аккумуляторные батареи, которые по мнению экспертов являются «технологией прошлого века».
Литий-ионные аккумуляторные батареи – «технология прошлого»
В электромобилях чаще всего применяются литий-ионные аккумуляторы. Они обладают небольшим весом и могут хранить заряд дольше свинцово-аккумуляторных. Однако, цена таких аккумуляторов выше свинцово-кислотных минимум в 10 раз.
Плохо и то, что при повреждении, высокореактивный литий может взорваться, а это делает такие батареи небезопасными.
Еще один момент: при производстве литий-ионных аккумуляторов используются дорогие и редкоземельные металлы, вроде лития и кобальта. К примеру, сейчас больше половины добываемого кобальта экспортирует ДР Конго, где применяется ручной труд и труд детей.
Выходит, литий-ионные батареи, которые были изобретены 39 лет назад, приблизились к своему технологическому пределу. А при этом, энергетическая революция с ее возобновляемыми источниками энергии, закрытием угольных электростанций и запретом дизельных автомобилей, все больше требует новых батарей, способных дешево хранить много энергии.
Нам нужны аккумуляторные батареи нового поколения
На сегодняшний день человечеству нужен совершенно новый вид аккумуляторной батареи. Иногда кажется, что в последнее время кандидатов на эту роль появилось множество – от твердотельных батарей до быстрозарядных суперконденсаторов и даже батарей, работающих только на углероде и воде. И на подобные разработки тратятся огромные деньги.
К примеру, по данным Financial Times, только за 2 с лишним месяца 2018 года венчурные компании уже вложили рекордный $1 млрд. в изобретение нового поколения аккумуляторных батарей. Это вдвое больше, чем за весь 2017 год.
Но пока ни одна из созданных концепций батарей следующего поколения, к сожалению, не является зрелой и проработанной. А значит, этому процессу требуется еще время и деньги. Которые, похоже, готовы тратить многие компании, понимающие, что за такими аккумуляторами будущее.
Мир электромобилей сейчас зависим от Азии
Пока же, главным образом азиатские компании, расширяют свое производство литий-ионных батарей и строят заводы по их выпуску, видя, что спрос на них превышает предложение.
Ситуация сложилась таким образом, что европейские и американские автопроизводители долгое время, не воспринимая электромобили чем-то потенциальным, не желали входить на рынок производства батарей.
И на сегодняшний день 90% литий-ионных аккумуляторов выпускает Китай, Япония и Южная Корея. Таким образом, у Европы сложилась настоящая зависимость от поставок из Азии.
Лишь в октябре прошлого года такие влиятельные компании, как BASF, Bosch, Daimler и VW забили тревогу, подняв на заседание Комиссии ЕС вопрос о строительстве в Европе завода по производству аккумуляторов для электромобилей. И, похоже, самыми вероятными их производителями в Европе могут стать Bosch и Continental. Однако, это может случиться очень нескоро, ибо Еврокомиссия известна своим затягиванием решений на месяцы и годы.
Может статься, что пока она будет раздумывать, ученые таки найдут технологию создания дешевых и безопасных батарей высокой емкости.
И знаете, на самом деле, учитывая, что в такую разработку сейчас вкладываются поистине баснословные деньги, а ученые по всему миру считают изобретение аккумуляторных батарей нового поколения чуть ли не первоочередной задачей, это может случиться буквально в любой момент. Хоть завтра или послезавтра.