В постоянной борьбе автомобиля с природой возможно перемирие
На сегодняшний день ни для кого не является секретом плачевное состояние нашей экологии. Наверное, нет смысла перечислять все источники отрицательного воздействия на человека и окружающую среду. Например, на автомобили приходится почти 85% загрязнения воздуха выбросами СО. Однако, вместе с уже привычными СО и СН авто выдыхают в нашу общую атмосферу также соли свинца, серу и диоксин. По некоторым данным, средний автомобиль выбрасывает около 1700 кг токсичных веществ в год. Так что невеселые размышления навеваются как бы сами собой.
На сегодняшний день ни для кого не является секретом плачевное состояние нашей экологии. Наверное, нет смысла перечислять все источники отрицательного воздействия на человека и окружающую среду. Например, на автомобили приходится почти 85% загрязнения воздуха выбросами СО. Однако, вместе с уже привычными СО и СН авто выдыхают в нашу общую атмосферу также соли свинца, серу и диоксин. По некоторым данным, средний автомобиль выбрасывает около 1700 кг токсичных веществ в год. Так что невеселые размышления навеваются как бы сами собой.
Очевидно, поэтому на данный момент не существует ни одной солидной автомобильной компании, которая бы не вкладывала свои средства в разработку устройств, снижающих содержание вредных веществ в выхлопе автомобиля. А некоторые новшества становятся просто обязательными для авто всех модификаций. Так, с 1987 г. во многих странах в конструкцию «любимого средства передвижения» введен каталитический нейтрализатор выхлопных газов. Как правило, этот процесс поддерживается правительством. Например, в Германии на 100% увеличены налоги на автомобили, не оборудованные катализаторами.
Действие таких устройств основано на каталитическом процессе окисления медных соединений СО, СН и восстановлении N0 с использованием в качестве рабочего элемента специальных материалов на основе платины, палладия, родия. Почти все существующие конструкции предполагают установку в выхлопной системе автомобиля собственно блока-нейтрализатора и так называемого «лямбда-зонда», по сигналам которого электроника управляет составом топливной смеси для оптимальной работы двигателя и нейтрализатора.
В экологическом аспекте эффективность таких систем высока, но в наших, близких к критическим, условиях они обнаруживают целый ряд недостатков: во-первых, в связи с использованием дорогостоящих материалов стоят они дорого (от $500 до $1500); во-вторых, использование этилированных бензинов ведет к поломке или быстрому износу нейтрализатора; в-третьих, они увеличивают удельный расход топлива (до 20%) и существенно снижают мощность двигателя за счет возникновения высокого аэродинамического сопротивления каталитического слоя в выхлопном тракте; в-четвертых, такие катализаторы имеют высокий температурный порог срабатывания (+300…+600°С), а, значит, при запуске холодного двигателя во время его прогрева все-таки происходит выброс токсичных газов; и, в-пятых, интегрирование в выхлопной тракт авто громоздкого устройства довольно сложная и серьезная операция, которую желательно делать в заводских условиях.
А посему, следуя всеобщему движению прогрессивной человеческой мысли, украинские ученые в 1989 году начали разрабатывать технологии по переработке всевозможных видов топлива, которые бы обеспечивали более полное сгорание «пищевых отходов» автомобиля (и даже – отечественного!). В результате, такая технология была запатентована в 1991 г. научно-производственной фирмой «ЭКО-Титан» и удачно реализована в каталитических преобразователях топлива для бензиновых двигателей всех марок авто (КПТ-3).
Данное изобретение пришлось как нельзя кстати, т.к. в сентябре 1996 г. появилось постановление Кабинета Министров (№ 1139), которым с января 1997 г. был разрешен ввоз на территорию Украины только автомобилей, которые оснащены «устройствами для нейтрализации ядовитых фракций выхлопных газов (катализаторами)». Это постановление, известное в народе как «закон о катализаторах», теперь действует в полном объеме, а с 2003 г. планируется вообще запретить эксплуатацию на отечественных дорогах автотехники без подобных устройств.
Приятно отметить, что украинская техника принципиально отличается от своих европейско-американских предшественников. Каталитический преобразователь топлива (КПТ) «Супертитан» (как его окрестили создатели) производит каталитическую активацию и очистку автомобильного топлива, с целью подготовки его для более полного сгорания в рабочем пространстве двигателя. Состоит он из двух полусферических корпусов (камер); имеет 2 штуцера (один – на вход, другой – на выход бензина) и отстойник (для накопления некачественного бензина, который водитель сам может вылить). В камерах осуществляется предварительная очистка топлива и активизация его молекул гранулированным катализатором. Затем топливо подвергается тонкой очистке и повторной активации в процессе фильтрации.
Отличия «Супертитана» от зарубежных каталитических нейтрализаторов весьма привлекательны:
во-первых, установленный в системе бензопровода, между бензонасосом и карбюратором, КПТ не дожигает выхлопные газы, а придает топливу качественно-новые свойства. Происходит «разрыв» сложных молекул, вследствие чего топливо сгорает более полно и в выхлопе содержится гораздо меньше токсичных веществ. Так, например, содержание «СО» уменьшается на 30%, СН – на 40%, диоксина – на 20%;
во-вторых, «новинка» способствует снижению удельного расхода топлива на 6-10%;
в-третьих, дает возможность использования низкооктановых этилированных марок бензина вместо высокооктановых (например, А-76 вместо А-95) без ухудшения работы двигателя;
в-четвертых, даже увеличивает мощность двигателя на 8-10%;
в-пятых, способствует выравниванию и повышению компрессии в цилиндрах на 15-20%;
и в довершение ко всему вышесказанному, стоит «Супертитан» не дороже 200 гривен, а его установка занимает 30 мин и стоит 30 грн.
Рассчитан (ресурс) КПТ-3 на 60.000 кг топлива. За счет экономии последнего затраты на приобретение катализатора окупаются уже после прохождения половины ресурса (30.000 кг топлива).
Все приведенные параметры подтверждены испытаниями в ведущих автомобильных институтах и лабораториях Украины (КАДИ), России (НАМИ), Армении, Венгрии и США.
Совместно с Министерством экологической безопасности Украины Промышленная Ассоциация «ЭКО-Титан» в ближайшем будущем планирует создать на таможнях и СТО специальные пункты по оборудованию автомобилей катализаторами.
Да и производственная база готова к серийному выпуску каталитических преобразователей топлива. Уже сегодня ЗАО «Проминь-ЭКСПО» наладило производство КПТ и может выпускать 100-150 тыс. изделий в месяц. В настоящее время идет подготовка к производству следующего поколения катализаторов КПТ-4 – дизельного варианта, рассчитанного на многолитровый двигатель.
К сожалению, процесс внедрения украинского автоизобретения в жизнь традиционно идет очень медленно. Тем не менее, оценив достоинства катализатора, решение о его обязательном использовании на своих территориях уже приняли Херсонская, Кировоградская, Черниговская, Днепропетровская области и Крым. В Киеве же, пока добровольно приобрести и установить катализатор можно на ул. Туполева, 19 (ГАИ) и на ул. Пшеничная,2 (центр «Стар»).
Телефон для справок 478-3348, 478-9020, 478-9081.