Українець В Euro NASCAR: шлях прокладено!
Именно этим вопросом наиболее часто задаются все – и те кто «варится» в украинской автоспортивной среде, и те, кто являются «просто» болельщиками. Большинство неизменно интересует сакраментальный вопрос – «Сколько?!». И это вполне объяснимо. Ведь любой болельщик знает, что именно «гонки» являются самым дорогим видом спорта в мире.
А до того момента, пока он не стал настоящим профессионалом и его не наняла команда, будь то заводская или частная топ уровня, пилоты платят сами за свои выступления.
Более того, тем самым профессионалом, кто в итоге начинает зарабатывать участием в гонках и получать за это зарплату в реалии становятся лишь пара-тройка процентов от всей массы пилотов по всему автоспортивному миру.
И платить им приходится не только собственно за выступления. Как раз в этом убедился на «собственной шкуре» и Игорь Романов в своей второй гонке EuroNASCAR. Теперь он поведал об этой специфике и нам.
Начало с аварией!
После своего дебюта в EuroNASCAR на бельгийской трассе «Зольдер», о которой подробно рассказывал Игорь, украинского пилота, как и всех участников этой серии, ждала совершенно неожиданная и неизвестная большинству трасса.
Дело в том, что очередной этап EuroNASCAR должен был проходить на хорошо знакомом большинству чешском Автодроме «Мост», однако и в этот раз свои коррективы внесла пандемия и связанные с ней карантинные меры.
Ввиду последних Чехия оказалась не готова принять европейских «американцев», но на выручку им пришла Хорватия с ее Автомотодром «Гробник».
Самое интересное, что если «Мост» уже много лет знаком болельщикам по всей Европе, принимая ежегодно множество моторспортивных соревнований, включая Чемпионат Европы на грузовиках, то хотя он и был построен в конце 70-х, «Гробник» оставался практически полностью неизвестным даже для европейских пилотов.
Единственные кто о нем знали, так это фанаты соревнований на двух колесах, так как эта трасса на протяжении многих лет принимала «Мото Гран-При Югославии».
Но и это происходило давно, тогда как последние 30 лет расположенный рядом с Рийекой 4,1-километровый автомотодром не принимал никаких международных соревнований.
Так что для всех участников EuroNASCAR гонка на этой трассе стала дебютной. А «Гробник» оказался весьма не прост и коварен, доказательством чему послужили уже первые же заезды на ней.
Довольно узкая трасса, с местами очень близкими к ней металлическим «гард рейлом», отрезки со скоростными прямыми и серии «затычных» поворотов. Все это усугубилось влажным полотном от периодически начинающихся осадков, бросив немалый вызов пилотам, которые все, как и Игорь Романов, впервые увидели эту трассу.
Осознавая свой крайне малый опыт за рулем мощной, почти 500-сильной машины, украинец предсказуемо начал очень аккуратно.
Тем более что на первой же пятничной тренировке сразу несколько пилотов неоднократно вылетали за пределы трассы. Романов тоже проехался один раз по зоне безопасности, но для него первая практика закончилась преждевременно по другой причине.
Один из соперников, что называется – «догнал» на торможении №89 украинца, «подправив» заднюю часть его «евронаскара».
В некоторых сериях, в основном «моно», где пилоты выступают на автомобилях предоставляемых централизованно организатором, существуют своего рода спортивные страховки на случай аварии. В EuroNASCAR, как и в самом американском NASCAR-е, выступают полноценные частные «конюшни» и тут взаимоотношения пилотов с командами строится по другому, более привычно для подобного формата соревнований.
А именно за любое повреждение машины пилот вынужден расплачиваться из собственного кармана.
И хотя соперник подошел и извинился за инцидент перед украинским пилотом, тем не менее, Игорю за косметический ремонт с заменой заднего бампера и небольшую рихтовку силовых элементов автомобиля довелось выложить почти пол тысячи евро. Но, таковы правила игры…
Как и в подавляющем большинстве гоночных серий по всему миру – не важно по чьей вине произошла авария – каждый платит «сам за себя». Исключением являются только те самые профессионалы, кто обычно выступает за заводские команды, которые и берут на себя все финансовое бремя. Однако таковых априори не существует в EuroNASCAR.
К счастью, в дальнейшем второй в жизни этап в этой серии для украинского пилота прошел без эксцессов. Чего нельзя было сказать о других.
Несмотря на ее коварство
Как и пилоты «Формулы-1» в тот уик-энд, когда «королева автоспорта» вернулась на турецкую трассу, участники EuroNASCAR проснулись в субботу утром без дождя, однако трасса все еще оставалось мокрой.
Поэтому с началом квалификации многие проводили чуть ли не больше времени за пределами полотна трассы, чем на нем! И причина заключалась в извечном для автоспорта вопросе – «резине».
Для дождевых покрышек асфальт был недостаточно влажен, а довольно жесткий спортивный «слик», применяемый в гонках EuroNASCAR, где машины весят под полторы тонны, попросту не мог прогреться на такой трассе.
С учетом фактически пропущенной первой тренировки и сложности этой трассы, Романов выехал на квалификацию одним из первых дабы получить как можно больше опыта на ней. Однако на тот момент асфальт оставался наиболее влажным (в этот день дождь больше не пошел) и первое же более-менее агрессивное прикосновение к педали акселератора заканчивалось вылетом!
Игорь, как и почти все остальные выехавшие одновременно с ним, тоже не избежал экскурса на гравийную ловушку.
Однако для других квалификация закончилась куда хуже!
Больше всего не повезло команде CAAL Racing, так как практически на середине квалификации сразу два ее пилота попадают в аварии и довольно серьезные! Они заставили судейство не только выбросить красные флаги, но и выпустить на трассу скорую помощь. И в этот раз она действительно понадобилась!
Если Арианна Касоли отделалась ушибами, то ее напарник Ланца Массимилиано сломал руку и выбыл из борьбы.
При этом больше пострадала как раз машина пилотессы. «Евронаскар» же Ланца бы восстановлен к воскресной гонке, переименован с №88 на №54 Арианны, на котором она и стартовала во второй день.
И именно Касоли стала главной соперницей для украинского пилота в воскресенье.
Ввиду того, что после вышеописанных аварий были также повреждены и отбойники, квалификация класса EN2, где выступает Романов, не возобновлялась, а старт гонки был отложен более чем на час.
Хотя накануне вторую тренировку Игорь закончил 14-м из 17 участников, в квалификации он остался последним, серьезно уступив временам пилотов, которые успели «проскочить» до аварий в тот момент, когда трасса все же начала подсыхать…
Субботняя гонка прошла уже по сухой трассе и ее Романов провел без борьбы, все еще «вкатываясь», закончив на 14-м месте из 15 стартовавших. Воскресный же заезд выдался куда более напряженным, насыщенным и запоминающимся для украинца.
Есть финиш…
Для начала гонка началась за сейфети-каром, так как трасса вновь оказалась смочена ночными осадками. Тем самым организаторы дали возможность пилотам, чьи машины в этот раз были обуты в дождевую резину, ознакомиться дополнительно с состоянием полотна, а сам старт был дан не традиционно в две шеренги, а как рестарт, в одну линию, что более безопасно.
И эти меры не оказались лишними, так как по ходу воскресной гонки класса EN2 сразу несколько пилотов попали в очередные аварии. К счастью, без таких последствий как накануне в квалификации.
Состояние подсыхающей трассы постоянно менялось, заставляя пилотов подстраивать свой пилотаж с каждым пройденным кругом.
Осознавая этот фактор, поначалу Романов решил не форсировать события, идя последним. Однако вскоре украинец наконец-то почувствовал эту трассу и начал наращивать темп.
Он смог не только догнать хвост пелотона, но и обогнать ту самую Арианну.
Вскоре в его «прицел» попадает и Франк Ридел, однако клетчатый флаг не дал побороться украинцу за еще одну позицию. А между тем на кону стояло место на подиуме! И Касоли и Ридел являлись прямыми соперниками Романова по так называемому зачету «Легенды», зарезервированного для пилотов старше 40 лет.
В итоге воскресную гонку украинский пилот закончил 15-м из 16 финишировавших, оказавшись в шаге от подиума этого «подзачета».
Но, главное, как нам поведал сам Игорь, у него появилось реальное чувство автомобиля EuroNASCAR.
Когда другие вылетали с трассы и попадали в аварии, Романов уверенно провел гонку, совершив в ней и свой первый обгон в этой серии.
Тут стоит напомнить, что речь идет о мощном заднем приводе, который при этом не оснащен совершенно никакими вспомогательными электронными системами – настоящий «наскаровский» old school. А за спиной Игоря был всего один этап, и тот в основном прошедший на мокрой трассе и никаких предсезонных тестов!
Даже победитель этой гонки Витторио Гирелли посетовал на коварство и сложность трассы в этот день…
Тем не менее, не имея и близкого опыта как в автоспорте в целом, так и за рулем подобных мощных машин в сравнении с большинством его соперников, в свой второй уик-энд на «евронаскаре» Романов продемонстрировал прогресс.
Хотя с точки зрения быстрейшего круга в гонке он уступил победителю почти 9 секунд, если сравнивать с его прямыми соперниками по зачету «Легенд», то по этому показателю Игорь приблизился к ним, уступая около трех секунд с круга. И это только в своем втором старте, да еще и на влажной трассе!…
Увы, но ввиду загруженности на своей работе, Романов был вынужден пропустить гонки в испанской Валенсии, которые венчали сезон EuroNASCAR-2020.
Тем не менее, он с оптимизмом смотрит на следующий год.
… а вместе с ним уверенность и перспектива!
После всего второго этапа в европейском «НАСКАРе», команда Not Only Motorsport за которую выступает украинец, отметила его прогресс. При этом напомним, что изначально Романов собирался попробовать свои силы тут же в EuroNASCAR, но исключительно в режиме «тайм-аттак».
Руководители итальянской команды заверили Игоря, что его ждет место пилота в классе EN2 и на следующий год. И вот тут, мы подходим к тому самому сакраментальному вопросу о денежных знаках.
Естественно, выступление на таком уровне требует средств и немалых. Как и в любой гоночной серии за старт в ней пилот (или команда за него) платит так называемые «стартовые», нужно приобрести «резину», плюс сама работы команды – начиная от механиков и заканчивая менеджером.
В случае с EuroNASCAR участие в одном этапе, каждый из которых помимо тренировок и квалификации состоит из двух равноценных гонок, выливается в 8 тысяч Евро. И это не считая сопутствующих расходов на «дорогу» и проживание за границей…
Как нам поведал Игорь, у него уже запланированы тесты на раннюю весну, которые из-за разыгравшейся пандемии были отменены в начале прошедшего сезона.
Ну а зимний перерыв Романов, как и все остальные участники EuroNASCAR, посвятит поиску новых партнеров и поддержки со стороны украинских спонсоров.
Как никак, но на сегодня он является единственным из ныне живущих в Украине пилотов, кто выходит на старт этих по-своему экзотических, непростых и, главное – зрелищных гонок, родословная которых лежит в том самом американском NASCAR-е.
Ну а пока что, пользуясь случаем, Игорь хотел бы поздравить с наступающим Новым Годом всех наших читателей и особенно, болельщиков кто следит за его выступлениями.
И, конечно, тех, кто уже поддержал его в этом смелом даже не шаге, а настоящем автоспортивном прыжке – от украинского «Автоспидвея» в тот самый заветный «НАСКАР», пусть и европейский…
А именно: за поддержку Chernobyl-Tour, за возможность регулярно тренироваться на картинге 2G Circuit Academy, Top-Level Motorsport за предоставление их гоночного симулятора и украинскую команду SDrive за подготовку к «большому кольцу»…
После первого этапа, ставшего настоящим боевым крещением – без каких-либо предварительных тестов, да еще и на мокрой трассе, – теперь, пройдя второй «евронаскаровский» уик-энд, Игорь смотрит с настоящим оптимизмом на следующий сезон.
Он намерен уже побороться за места на подиуме тех «кому за 40» и приблизиться к временам середины всего пелотона!
Вторая гонка на Автомотодроме «Гробник» подтверждает эти амбиции украинского пилота. Дело осталось «за малым» – найти спонсорскую поддержку у отечественного бизнеса. Пожелаем и мы Игорю не только стартов во всех этапах EuroNASCAR в следующем году, но и высоких финишей в них!…
Вячеслав Щербина
Фото EuroNASCAR