Тест драйв собачьей упряжки: фото и характеристики
Если автомобилестроение насчитывает чуть более 100 лет, то на собаках люди начали ездить, скажем так – чуть раньше. Возраст обнаруженных древних собачьих упряжек насчитывает около 8… нет, не столетий конечно. Тысячелетий! И вероятно за это время конструкция «транспортного средства» не сильно то изменилась. Протестируем?
Шанс прохватить на «горячих собаках» выпал мне, когда я приехал на заполярный полигон на тест шин. И как же было не воспользоваться гостеприимным предложением прохватить на собачьей упряжке «за рулем».
Матчасть
Сама конструкция нарт построена будто по наставлению Колина Чепмена – основателя британского производителя спорткаров Lotus. Мистер Чепмен придерживался принципа, что при построении спортивного авто ключевое не увеличение мощности, а снижения веса. И в этом отношении нарты, которые видимо проходили тюнинг и рестайлинг временем сотни, а то и тысячи раз на сегодня являются образцом легкости и лаконичности конструкции.
Интересно, что в компоновке собачьей упряжки, как и у автомобилей, есть варианты с продольным и поперечным расположением «силового агрегата». Иными словами, собачью упряжку могут запрягать либо веером, чтобы они бежали как бы «плечом к плечу», либо последовательно. У последней схемы тоже есть два варианта: попарно, и когда собаки расположены друг за другом «шахматкой».
В нашем случае тяговая сила состоит из пяти собак запряженных 2:1:2. Более мощную шестисобачую упряжку доверяют уже более опытным «собаководителям». К слову, сами песики выглядят совсем не так как я ожидал от хаски. Это домашние хаски похожи на пушистые мягкие игрушки. Ездовых псов я скорее принял бы за дворняг. Они потрепанные, со свалявшейся шерстью и поджарые. Если бы не глаза. Они ясные, у многих яркоголубые, будто светящиеся.
Собачья наука
Перед тем, как вам доверят управление упряжкой на собачьей ферме, где живет 165 собак, нужно пройти експрес-курс обучения.
Рулевой на санях должен стоять на двух полозьях, которые выступают сзади саней. Пассажир должен сидеть в санях ровно, руки сложены вдоль тела. Держаться за сани, высавлять руки – ай-яй-яй.
В голове колонны едет ведущий, который управляет движением. Его согнутая в локте рука поднятая вверх ладонь – остановка. Взмахи вытянутой в сторону рукой сверху вниз – притормозить. Движение согнутой в локте рукой с поднятым кулоком, а-ля «паровозный гудок» – погнали!
Наука управления самой упряжкой не многим сложнее. В поворотах «водитель» должен накрениться внутрь поворота. Это – руль. Вторым и последним органом управления являются тормоза. Их роль выполняет мощная металлическая дуга, закрепленная у ног погонщика. Чтобы притормозить – нужно наступить на нее одной ногой и металлические когти на дуге вгрызаются в снежно-ледяную дорогу. А чтобы остановиться – придется давить на тормоз обеими ногами и всем своим весом. И не дай Бог вам сойти с тормозов, пока упряжку никто не держит. Только вы ее тогда и видели. Собаки в упряжке – словно машина с педалью газа всегда выжатой в пол. Стоит дать им волю и хаски будут гнать во весь опор, пока не выбьются из сил. Так что, когда меняешься с напарником, который сидит в санях, нужно дождаться пока он станет на тормозное устройство, а уж затем сходить с него и садится в сани самому.
В чем кайф езды на собаках?
Собачье сафари мне очень понравилось. Сама по себе поездка на собачьей упряжке занятие не экстремальное, не супер скоростное, но дарит какие-то будоражащие чувства. Это сравни детским ощущениям, кода ты маленький сидишь в саночках а папа тащит их на веревочке. А ты еще и прикрикиваешь: «Быстрее, быстрее!». Хотя «хаски сафари» и туристическое развлечение, но люди, которые живут и ухаживают на ферме за животными очень открытые и настоящие. Когда мы приехали, закутанные в специально выданные теплые комбинезоны и боты нас встретила девушка в свитере и лыжных штанах. Одевать куртку в минус 10? Ерунда какая. Будто подтверждая мой внутренний тезис тут же на снегоходе мимо проехал парень в той же форме одежды. Может они просто на секунду выскочили? Нет же, девушка с нами простояла все время, пока рассказывала как ездить на упряжке и проводила экскурсию по собачьей ферме. Но да, была в шапке!
Плюс, огромный заряд позитива – общение с самими животными. Они крайне дружелюбны и общительны. Стоит подойти к собаке, которая видит-то тебя впервые, и она уже считает тебя своим лучшим другом, тянется к руке, просит, чтоб ее почесали. А после того, как пол часа вы в одном экипаже проехали по трассе уставший песик рад лечь тебе на руку, чтобы отдышаться с высунутым языком. Все это очень по-фински – простое и настоящее. Как тот домик, в котором собираются все после поездки на собаках. Круглый сруб с горящим очагом в центре и кофе, заваренный на большой коллектив на открытом огне в металлическом чайнике. Не эспрессо, латте или макачино. Это настоящий горячий, водянистый и кисловатый, но согревающий напиток. А рядом полыхают высоким пламенем дрова в очаге и тут же растянулся шикарный рыжий котяра. Бумажный стаканчик греет не столько руки, сколько все это вместе греет душу. Наверное, это был самый вкусный плохой кофе в моей жизни.