Похоже, компания Audi хочет из классического автопроизводителя превратиться в одного из лидеров рынка электромобилей. Основание так думать дает ее заявление об изобретении технологии создания невероятно емких и быстрозаряжаемых аккумуляторных батарей TMS.
О том, что серийная версия концептуального электрического кроссовера Audi e-tron станет первым в мире электромобилем, способным подзаряжаться током мощностью до 150 кВт, стало известно в конце сентября 2018 года.
Об этом официально заявили несколько представителей компании, добавив, что их новая 95-кВт*ч литий-ионная батарея обеспечит электромобиль 400-километровым запасом хода (по стандартам WLTP), а супербыстрая зарядка позволит восполнять 80% энергии электромобиля буквально за 30 минут! Но это еще не предел…
Точной информации о технологиях строении АКБ Audi e-tron, производимой южнокорейской компанией LG Chem, нет. Однако, согласно опубликованным фото, инсайдерским данным и некоторым предположениям экспертов, такие способности батареи могут объясняться тремя факторами:
- необычной конструкцией батареи, в которой формируется более низкое внутреннее сопротивление;
- инновационной системой терморегуляции, позволяющей батарее выдерживать высокие температуры;
- и особой защитой, оберегающей батарею от механического разрушения во время аварий.
Известно, что батарея TMS в электрического кроссовере Audi e-tron состоит из 36 модулей, каждый из которых насчитывает 12 ячеек.
Один модуль обладает номинальным напряжением 396 В, и все это «запечатано» в алюминиевый корпус. Габариты АКБ – 2,28 м в длину, 1,63 м в ширину, 34 см в высоту и почти 700 кг веса.
Система охлаждения аккумуляторной батареи организована с помощью следующего оснащения каждой ячейки:
- теплопроводной пластиной с множеством «реберных» выступов – такая конструкция обеспечивает отличную естественную конвекцию;
- и расположенной над ней сетью трубок, с курсирующим по ней хладагентом.
Вот только какое вещество выступает в качество этого охлаждающего агента, производитель пока не уточняет. Может быть, это один из вариантов гликоля гелеобразной консистенции. Такой используется в батареях электромобиля BMW i3, но может, это и что-то иное.
Одно ясно – подобная организация терморегуляции способна приводить к тому, что внутри ячеек происходит более равномерное перераспределение температуры, наделяя их способностью выдерживать высокий нагрев.
Еще более впечатляющей особенностью аккумуляторной батареи TMS в Audi e-tron выступает ее организация зашиты, которая предназначена для предотвращения спонтанного высвобождения энергии при ДТП.
Если к примеру, в электромобилях Тесла главный фактор защиты АКБ – это конструкция кузова самого автомобиля, то батарею Ауди от повреждений будет защищать суперпрочный корпус. Он выступит своеобразной броней для батареи, на манер “корпуса танка”.
Конечно, электрокроссовер от Ауди планируют наделить способностью подпитываться не только током большой мощности, ведь в стандартную комплектацию у него войдет и устройство для обычной зарядки – током до 11 кВт (опционально со вторым зарядным устройством – до 22 кВт). Кроме того, более 90% “торможений” Audi e-tron будет использоваться для рекуперации энергии торможения совместно с интегрированной системой управления электрогидравлическими тормозами.
В целом же, Ауди планирует, что к моменту выхода Audi e-tron на широкий рынок, Европа уже будет иметь плотную сеть построенных зарядных станций, работающих по евростандарту CSS. Обслуживание на них будет происходить, вероятно, по специальной карте. Для ее получения владельцам электромобилей потребуется лишь зарегистрироваться на портале myAudi.
Впрочем, и все вышеописанное – не самое интересное в заявлениях Ауди. Главное, что представители компании утверждают, будто к 2020 году в некоторых электромобилях Audi серии e-tron (e-tron GT и e-tron Sportback) будут стоять батареи, способные заряжаться от тока мощностью до 350 кВт!
А это значит, что 80% зарядка электрокара будет осуществляться всего за… 12 минут!
Совершенно не ясно, какими ухищрениями планируется достичь этой цели, и даже Илон Маск не смог отказать себе в удовольствии прокомментировать это заявление:
«Что касается зарядки током мощностью до 350 кВт, то пока это только фантастика. Ведь такая сумасшедшая скорость приводит к очень низкой плотности энергии в батареях».
Но, если у Ауди и вправду есть некий «козырь в рукаве» относительно инноваций в батареях для электромобилей, очень скоро мы сможем стать свидетелем их явления на суд общественности. Ведь производство Audi Е-tron уже запущено, и первые поставки в Европу должны начаться в этом году.