Многие владельцы собственных автомобилей задумывались над тем, чтобы поставить вместо стокового стандартного глушителя выхлопной системы спортивный вариант запчасти. В этом случае удается изменить звучание работы мотора, а также придать видимой части выхлопа новый эстетичный вид.
Есть такое мнение, что при помощи спортивного или прямоточного глушителя удается несколько увеличить полезную мощность двигателя. Насколько это отвечает действительности, а также стоит ли устанавливать прямоточный глушитель в свой автомобиль? Эти вопросы мы попробуем осветить в данной статье.
Что дают прямотоки?
Если вы ставите новый прямоточный глушитель вместо старого, стокового, вышедшего из строя, то каких преимуществ вам удастся при этом достичь? Рассмотрим две ситуации, когда вы линейно демонтируете старый глушитель, а на его место устанавливаете спортивный вариант. Вторая ситуация будет касаться полной замены всего выхлопного тракта на спортивный вариант.
И так, вы устанавливаете только прямоточный глушитель, в этом случае вы получаете:
изменение звучания работы двигателя с преобладанием басовитых, благородных ноток. Нет необходимости боятся, что звук работы вашей машины станет слишком громким. Если вы покупаете запчасть надежной фирмы, то можете быть уверены в удовлетворении существующих норм по уровню шума от вашего авто;
улучшение внешнего вида задней части автомобиля. Недаром прямотоки используют не только для тюнинга, но и для стайлинга авто. Улучшение внешнего вида удается достичь за счет дизайнерской насадки на выхлопную трубу. Такую насадку производят из отполированной нержавеющей стали, и она действительно стильно выглядит (см. видео).
А идет ли прибавка мощности в этом случае? На практике, многие автовладельцы, кто установил прямоточный глушитель и сравнил его работу с работой стокового заводского глушителя, говорят, что прибавка мощности ощущается на определенных оборотах работы двигателя. К примеру, при наборе скорости.
Однако в общем случае, о значимой прибавке полезной мощности для автомобиля только от прямотока, речь все же не идет. Дело в том, что прямоточные или спортивные глушители, а также другие элементы выхлопной системы прямоточного типа, оптимизируют отвод отработанных газов от камер сгорания (через выпускной клапан и далее). В таких системах минимальным является противоток – обратное давление или сопротивление движению отработанных газов в системе выхлопа.
Если менять только глушитель, то противоток будет также формироваться в катализаторе (каталитическом нейтрализаторе), стоковых приемной и коллекторной трубе, резонаторе, а также в соединительных трубах стандартного образца. И его величина будет существенной, а значит и прибавка к мощности не будет значимой или ощутимой.
Эту ситуацию можно изменить, если поменять весь выхлоп на спортивный вариант. Тогда можно говорить о значимой прибавке, которую можно получить и почувствовать во время езды. Теперь можно рассмотреть такой вариант тюнинга вашего выхлопа.
Прямоточная выхлопная система
Что будет, если полностью поменять выхлопную систему на прямоточный вариант? Ответ на этот вопрос может быть коротким. Вы сведете практически к нулю действие противотока, ведь на его преодоление тратилась работа двигателя, которая высвобождается в полезную мощность. Другими словами, увеличивается полезная мощность.
Увеличивается именно полезная мощность, не заводская самого двигателя. Она имеет стандартное значение. Вы улучшаете условия работы для двигателя, а значит он в состоянии работать эффективней, вот что получается.
Для такого тюнинга вам понадобиться заменить:
коллекторную и приемную трубу на спортивную;
катализатор на спортивный с большой пропускной способностью;
все соединительные и переходные трубы;
резонатор на прямоточный;
глушитель на спортивный.
Чтобы достичь максимального эффекта, можно разделить потоки на два канала через переходник (Y-pipe и другие). Поставить две выхлопные трубы с насадками и два прямоточных глушителя. Это и эффективней, и круче смотрится, и результат от такого тюнинга лучше, особенно для мощных двигателей.
При такой замене системы выхлопа можно говорить о прибавке мощности, т.к. удается достичь минимизации противотока.
Важно отметить, что полная замена стокового выхлопа на прямоточный может увеличить нагрузку на двигатель. Такую замену стоит проводить для мотора с достаточным запасом по мощности. Желательно тюнингу подвергнуть и некоторые другие компоненты двигателя, чтобы добиться максимального эффекта.
После установки прямоточного выхлопного тракта, или даже просто прямоточного глушителя, необходима настройка работы систем двигателя, зажигания и подачи топливной смеси.
Строение прямоточного и стокового глушителя
Что же отличает спортивный глушитель от стандартного? Для того чтобы понять разницу, стоит рассмотреть строение стандартного и прямоточного глушителей отдельно.
И тот, и другой вариант разработаны для одной и той же цели – компенсация звуковой волны, возникающий при детонации топливной смеси в камере сгорания. Такая детонация является небольшим взрывом, и по громкости хлопка, в том числе. Вот для гашения такой звуковой волны от взрыва и необходим глушитель.
Особенности строения обычного глушителя
Как гасится звуковая волна в обычном стоковом глушителе? Внутри банки он разделен на перегородки, камеры, отражатели. Это напоминает небольшой лабиринт, где волна звука разбивается, отражается и пере отражается, гасится, компенсируется, разделяется и уменьшает свою энергию. На выходе мы получаем не серию очень громких взрывов, а тихое «урчание».
В обычном глушителе по всем этим лабиринтам идет не только волна звука, но и поток отработанных газов. И там он испытывает сильное сопротивление, т.к. свободно двигаться не может. Вот это сопротивление и создает обратное давление выхлопных газов, которое носит название «противоток».
Отрицательным эффектом этого противотока является затруднение освобождения камер сгорания от отработанных газов. Чтобы компенсировать давление противотока, тратится работа двигателя. Если уровень обратного давления минимизировать, или вообще свести к нулю, то двигатель не будет тратить усилия на преодоление противотока, а значит его полезная мощность возрастет.
Для этих целей и был разработан спортивный глушитель прямоточного действия. Он должен решить сразу две задачи:
корректно и в должной мере гасить звуковую волну, возникающую при взрыве топливной смеси в камере сгорания;
до минимума свести действие противотока.
Как он справляется со своей функцией, об этом немного подробней при рассмотрении его строения.
Строение прямотока
Принцип компенсации звуковой волны в прямоточных глушителях абсолютно отличается от стандартных заводских глушаков, (подробней об этом). По своему внутреннему строению он больше похож на резонатор, чем на обычный глушитель.
Внутри банки спортивный прямоточный глушитель состоит из:
сплошной перфорированной трубы, соединяющей входной и выходной соединительные трубы;
звукоизоляционного материала, который плотно прилегает и обволакивает трубу с ее наружной стороны;
системы надежного крепления звукоизоляционного материала.
Звуковая волна разделяется на отверстиях перфорированной трубы и гасится в звукоизоляционном материале. Такая система менее эффективно гасит звук, но зато она в состоянии создать благородное басовитое звучание работы двигателя. Если правильно подобрать прямоток, то можно достичь очень приятного звука.
Перфорация на трубе имеет разный размер, это делается для того, чтобы можно было компенсировать волну звука разной частоты. При этом звукоизоляционный материал должен быть термостойким. Часто для этого используется базальтовое волокно.
Система крепления или фиксации звукоизоляционного материала препятствует его выдуванию и смещению внутри банки глушителя. Без надежной и правильно выполненной системы крепления, прямоток со временем начнет терять свои свойства, и станет громче.
В итоге, от прямоточного глушителя мы получаем такой эффект. Выхлопные газы движутся без препятствий по перфорированной трубе, звук компенсируется до достаточного уровня, цель достигнута. В любом случае, установка прямоточного глушителя является тюнингом не только выхлопа, но и всего автомобиля.
Глушители ЗП – выхлопные системы для автомобилей.