ЗАЗ Forza, заменившую «Славуту» в модельном ряду Запорожского автомобилестроительного завода, собирают на тех же площадях, где ранее выпускалась модель ЗАЗ-1103, но на другом оборудовании.
ЗАЗ Forza, заменившую «Славуту» в модельном ряду Запорожского автомобилестроительного завода, собирают на тех же площадях, где ранее выпускалась модель ЗАЗ-1103, но на другом оборудовании.
ЗАЗ Forza, заменившую «Славуту» в модельном ряду Запорожского автомобилестроительного завода, собирают на тех же площадях, где ранее выпускалась модель ЗАЗ-1103, но на другом оборудовании.
Производство модели нового поколения, каковой является ЗАЗ Forza, потребовало существенной модернизации производства по всей цепочке сборки. Поскольку в автомобиле есть несколько украинских кузовных деталей (на данном этапе – мелких, панели кузова пока импортируются), то потребовалось изготовить пресс-формы для штамповки. Cварка кузовов Lanos и Forza производится в одном цеху, но сварочная линия у каждой модели отдельная. В отличие от Lanos, сварка которого выполняется в основном с помощью роботов, кузова Forza сваривают вручную, используя полуавтоматы, на специальных стапелях. «Это связано с мощностью производства, – говорит заместитель главы правления «ЗАЗа» Юрий Плечун. – Данное оборудование позволяет делать 8 кузовов в час, что при организации нескольких рабочих смен даст возможность выйти на объем до 24 тысяч автомобилей в год. Оборудование для сборки «Ланоса» более производительное и позволяет наладить выпуск до 120 тыс. единиц в год». В 2011-м планируется изготовить 10 тысяч Forza, из них большая часть поступит на российский рынок.
Каждый собранный автомобиль попадает на линию диагностики, а затем на заводской испытательный трек. |
Объем инвестиций для постановки ЗАЗ Forza на конвейер «ЗАЗа» составил около $30 млн.
Операции окраски и сборки (после сварки кузова) проводятся на общем конвейере с Lanos, но даже на этой линии произошли изменения. Так, заводчане адаптировали подвески для подачи кузовов из цеха окраски на сборку, изготовили оснастку и крепежи для кузова на сборочной линии. Было закуплено оборудование для тестирования и контроля за качеством автомобилей. Общая сумма инвестиций, которая потребовалась на модернизацию производства и постановку новой модели на конвейер, составила около 30 млн. долларов.
Поскольку для беспошлинной поставки новой модели в Россию требуется локализация производства свыше 50%, такой процент украинских деталей будет на Forza уже с апреля, обещает Юрий Плечун. Сейчас «ЗАЗ» или смежники выпускают много комплектующих: пластиковые бамперы, панель приборов, обивки дверей, потолок, карты, сиденья, отдельные элементы подвески. Forza комплектуется украинской системой выхлопа (производства СП «Bosal-ЗАЗ»), бензобаком и частью системы питания. Вскоре у машины будут украинские шины, диски, аккумуляторы, детали кондиционера. «Мы заинтересованы в переносе в Украину производства высокотехнологичных узлов и агрегатов. Штамповка кузовных деталей к таким не относится, а вот сборка двигателей – да, – говорит Юрий Плечун. – Поэтому мы уже наладили на Мелитопольском моторном заводе сборку двигателей, причем часть комплектующих выпускается в Украине или странах Европы». 1,5-литровый мотор, уже сейчас отвечающий нормам Евро 4, вскоре может поставляться и на Lanos.
Таким образом, ЗАЗ Forza, который выпускается на Запорожском автозаводе, уже почти наполовину – украинский автомобиль. Он производится практически на том же оборудовании, что и Lanos, поэтому качество сборки и покраски этих машин не должно отличаться.
Через 3-4 месяца «ЗАЗ» и Chery объявят о следующей модели, которая будет выпускаться в Украине.