Завод по производству шин: Хороший год для Sava
Производить хорошие шины – дело непростое. Но если взяться за него так, как в Словении на заводе Sava, получится продукт, достойный одного из лидеров мировой шинной индустрии – концерна Good Year.
Производить хорошие шины – дело непростое. Но если взяться за него так, как в Словении на заводе Sava, получится продукт, достойный одного из лидеров мировой шинной индустрии – концерна Good Year. |
Завод Sava Tires был основан в 1920 году как экспортно-импортная компания, специализирующаяся на поставках изделий из резины. Выпуском камер и автопокрышек предприятие занимается с 1946 года.
За восемьдесят четыре года существования завод неоднократно менял имена и хозяев – контролировалcя компанией Continental, был и частным коммерческим, и государственным предприятием. Но всегда оставалось неизменным основное направление его деятельности – автомобильные шины и резинотехнические изделия.
Достойно внимания
Когда компания Good Year в середине 90-х собралась разместить собственное производство поближе к перспективным рынкам Центральной и Восточной Европы, приняли решение выкупить шинный завод в одной из стран бывшего соцлагеря. Так в поле зрения стратегов корпорации попало предприятие Sava d.d. в словенском городе Крань. Словения как развитая страна со сбалансированной экономикой никогда не была регионом с дешевой рабочей силой – например, сегодня средняя зарплата там составляет 1000 евро. Но руководство Good Year и не гналось за дешевизной. Выбирая предприятие, на котором предстояло выпускать шины под своими торговыми марками, компания принимала во внимание оснащенность производства, уровень квалификации персонала и даже такие факторы, как национальные культурные традиции и особенности менталитета. И тем не менее заводские управленцы вспоминают, как нелегко было ломать социалистические стереотипы в первые годы сотрудничества с Good Year.
Человеческий фактор
Перестраивалась в первую очередь организация производства – от централизации управления к его децентрализации. Теперь при условии работы на общий конечный результат каждое подразделение принимает большинство решений самостоятельно – идет ли речь о ремонте внутрицехового транспорта или внедрении новых приспособлений. Больше самостоятельности получил и каждый работник. Лишенный опеки начальства, он может, в частности, сам решать, как повысить эффективность собственного труда – освоить смежную операцию, уменьшить или увеличить скорость подачи заготовок.
В первые годы сотрудничества с Good Year общая численность работающих на заводе сократилась с 1700 до 1500 человек – преимущественно за счет управленческого звена и вспомогательных служб, а количество занятых в основном производстве возросло.
Процедуры сертфикации производственных процессов, через которые заводу пришлось пройти в 1999 – 2003 годах, потребовали усилий от всех его сотрудников. Три из пяти полученных предприятием сертификатов – ISO TS 16949, OHSAS 18001 и BMPS – свидетельствуют о высокой квалификации персонала. Без этих документов завод не смог бы поставлять произведенные здесь шины Good Year и Dunlop на сборочные конвейеры тринадцати автопроизводителей. Интересно, что сертифицировалось производство в целом, а ведь здесь выпускают не только шины премиум-брендов, но и более демократичные Fulda, Debica и, естественно, Sava.
Техника и технологии
Философия производства изменилась: вместо «что произвели, то и купят» был принят новый постулат: «что купят, то и произведем». После ревизии оборудования, доставшегося в наследство от прежних времен, часть станочного и машинного парка обновили. Химические подразделения американской компании сегодня полностью в распоряжении технологов Sava Tires. Синтетические нити для корда и компаунды – резиновые смеси для изготовления шин разных марок – поступают в Крань с химических заводов Good Year. Конструкции всех покрышек разработаны в проектных бюро концерна, причем многие серии «бюджетных» брендов – это модели марки Good Year прошлых лет.
На Sava Tires заметна тенденция увеличения выпуска шин со все более высокими индексами скорости и большим посадочным диаметром: если в 1998 году высокоскоростные шины составляли всего 21% от общего объема производства, то в 2003-м – уже 56%. Почти треть выпущенных шин остается в Словении и в пяти соседних, бывших социалистических республиках, остальные продаются в 70 других странах.
Реализуя свою продукцию на мировом рынке, специалисты Good Year учитывают не только географическое положение, но и уровень экономического развития каждой страны, чтобы найти путь к сердцу (и кошельку) потенциальных покупателей. Кроме собственных изысканий, маркетологи компании обращаются к информации специализированных исследовательских организаций. С учетом этого определяется маркетинговая политика на каждом из рынков. Например, Украина, которая относится к Восточной Европе, попала в группу бывших соцстран вместе с Болгарией, Польшей, Румынией, Чехией и Словакией. Таким образом, если в маленькой Словении в год продается 2 млн. шин производства завода Sava Tires (это половина емкости шинного рынка страны), то на рынке Украины, словенцы оценивают свою долю всего в 5 млн. покрышек.
С конвейера – в магазин
В рамках глобальной политики на сближение с покупателем завод Sava Tires превращен не только в современное промышленное предприятие, но и в торговое представительство для Юго-Востока Европы. Стремясь исключить из цепочки ценообразования оптовиков, завод предлагает товар непосредственно розничным торговцам. В одной только Словении таких партнеров около 400, еще 100 – на территории пяти стран-соседей. Часть продукции реализуется по схеме франчайзинга. Такая форма сбыта развита в Англии; вскоре ее начнут внедрять и в Украине.
Площади заводских складов готовой продукции намного больше той, которую занимают цеховые помещения. Кроме покрышек местного производства, здесь накапливаются шины с других предприятий компании – всего до 2500 наименований. Любую заказанную номенклатуру завод обязуется доставить клиенту на местном рынке в течение 8 часов, а за пределами бывшей Югославии – в течение суток. Компания предпочитает строить работу на основе прогнозов, заблаговременно наполняя склады, чтобы упростить исполнение заказа.
Покупатель, прибывший непосредственно на завод, через единую компьютерную сеть в отделе заказов может получить информацию о наличии нужного товара на складе. Ведь к той же сети в режиме оn-line через бортовой компьютер подключен каждый автопогрузчик, ставящий на стеллажи привезенные шины или снимающий их для отгрузки. По меткам на полу компьютер сам выводит погрузчик к месту хранения нужной продукции, а дистанционный лазерный сканер позволяет его оператору идентифицировать товар на самых верхних стеллажах.
| |
Объемы производства | |
| |
Кто на Sava хозяин | |
| |