Производство масел для автомобильных двигателей чем-то похоже на приготовление коктейлей. Оба продукта – результат смешивания нескольких ингредиентов в определенных пропорциях. Рецепты их изготовления известны многим. Но хороший коктейль, как и качественное масло, получается далеко не у каждого.
Производство масел для автомобильных двигателей чем-то похоже на приготовление коктейлей. Оба продукта – результат смешивания нескольких ингредиентов в определенных пропорциях. Рецепты их изготовления известны многим. Но хороший коктейль, как и качественное масло, получается далеко не у каждого.
| | Производство масел для автомобильных двигателей чем-то похоже на приготовление коктейлей. Оба продукта – результат смешивания нескольких ингредиентов в определенных пропорциях. Рецепты их изготовления известны многим. Но хороший коктейль, как и качественное масло, получается далеко не у каждого. |
Профессионализм бармена заключается в знании нескольких десятков рецептов коктейлей, но при этом точность в его работе не принципиальна. Более того, опытный бармен иногда меняет рецептуру коктейля на ходу, в зависимости от настроения клиента. В деле приготовления масел именно точность дозировки ингредиентов, порядок и правила их смешивания являются основными предпосылками получения качественного продукта. Как это достигается, журналисты «АЦ» смогли увидеть на заводе смазочных материалов венгерской компании MOL-LUB Ltd., которая является одним из лидеров отрасли в Центральной Европе.
Цистерны и трубы
Завод смазочных материалов венгерского концерна MOL находится почти на границе со Словакией – в городе Олмашфюзито. На территории в 33 гектара расположилось сразу несколько производств – масел, присадок, смазок, тары, а также цех расфасовки и упаковки, система управления. Предприятие, работающее в две смены, выдает 80 тысяч тонн продукции в год. Внешне завод представляет собой несколько отдельных помещений, соединенных десятками труб, между которыми размещены огромные емкости (танки) с сырьем. Процесс производства автомасел заключается в смешивании базовых масел с различными присадками и добавками. Каждый сорт масла – это определенный набор ингредиентов, смешиваемых в строгой последовательности при необходимой температуре. Сырье – базовые масла – хранят в отдельных емкостях. Из них оно поступает по трубам в цех блэндинга (смешивания). Туда же по другим трубам подаются присадки. Многие из них изготавливаются на том же заводе, остальные закупаются у ведущих мировых производителей – Lubrizol, Shell и др.
Рецепт – прежде всего
Завод может изготавливать несколько сотен сортов смазочных материалов – например, только под маркой MOL их более ста. Кроме того, здесь производят продукцию под маркой Madit, сюда поступают заказы от известных европейских марок. Перед началом производства какого-либо из сортов масла оператор цеха блэндинга получает заказ, в котором указывается рецептура его приготовления. На центральном компьютере, который управляет процессом смешивания, производится подготовка будущего процесса производства – настраиваются каналы подачи нужных базовых масел и присадок, проверяется работа клапанов. Затем, в соответствии с рецептурой, оператор вручную подсоединяет шланги нужных каналов к сосуду, где происходит смешивание. Далее запускаются агрегаты, и автоматика в соответствии с программой сама отмеряет и подает необходимые порции компонентов в блэндер, соблюдая нужную температуру и давление при смешивании и добавлении каждой присадки. После того, как первая партия масла готова, продукт отбирают на анализ. И если лаборатория подтверждает, что рецептура соблюдалась точно, запускается процесс промышленного производства. После изготовления нужной партии продукта (она составляет от 2 до 70 тонн) оборудование чистят – чтобы в следующую партию масла не попало предыдущее. В блэндеры и каналы, по которым поступали необходимые ингредиенты, с помощью сжатого воздуха запускается специальная резиновая болванка, которая вытесняет старое масло.
Готовый продукт направляется в цех расфасовки. На данном заводе масло разливают в любую тару, в зависимости от требований заказчика – железнодорожные или автоцистерны, бочки, одно- или четырехлитровые пластиковые канистры. Причем большую часть тары тоже производят здесь. Линий по разливу масла в канистры несколько, и все они оборудованы приборами, контролирующими вес банок, после чего на таре автоматически отмечается номер партии, смены и дата производства. Затем товар отправляют на склад, который расположен опять-таки на территории завода. Такая концентрация производства позволяет венгерскому производителю масел лучше контролировать свою продукцию, чтобы соответствовать заявленному лозунгу – предлагать клиентам высококачественные масла по приемлемой цене.
| МНЕНИЕ | | Ференц Денеш Управляющий подразделения MOL-LUB Ltd. Продукция подразделения смазочных материалов MOL-LUB занимает более трети рынка в Венгрии, 43% в Словакии, хорошо известна в Чехии и Румынии. Сегодня компания создает профессиональный долгосрочный бизнес и в Украине. Мы стремимся завоевать доверие клиентов, снижая их затраты на смазочные материалы и предоставляя им не только качественную продукцию, но и высокий уровень обслуживания. Компания стремится в ближайшем будущем увеличить объемы продаж в Украине, добиться признания торговой марки MOL в вашей стране, а также расширить региональную сеть сбыта. |
|
|
Качество масла гарантируется |
Чтобы создавать продукт, соответствующий современным требованиям потребителей, производители смазочной продукции отслеживают их работу в реальных условиях. Для этого в составе MOL-LUB Ltd. предусмотрена специальная лаборатория, в которой исследуются образцы работавших масел. Здесь отобранные специальным методом пробы проверяют по целому ряду параметров: производят спектральный анализ (на содержание металлов), определяют вязкость масла, наличие в нем воды, топлива и других примесей, кислотное и щелочное числа, чистоту, смешиваемость и проч. По полученным данным лаборатория выдает заказчику отчет, а обобщение результатов исследований помогает потребителям масла установить оптимальный интервал замены, увеличить ресурс и сократить затраты на техобслуживание оборудования. |
|
|
Восточноевропейский концерн |
MOL – венгерский нефтегазовый концерн, история которого начинается с 1866 года. Компания первой среди аналогичных предприятий Восточной Европы подверглась приватизации. С 2000 года MOL начинает развиваться как крупный региональный концерн – покупает долю в национальных нефтяных компаниях Словакии, Хорватии, Румынии, Австрии, создает совместное предприятие по добыче нефти с россиянами. Владеет сетью автозаправочных станций. Цель – до 2010 года стать крупнейшей нефтегазовой компанией в Восточной Европе. Подразделение MOL-LUB Ltd. поставляет смазочные материалы различным потребителям – для промышленности, на автосервисы, крупным корпоративным заказчикам, оптовым торговым компаниям, в том числе на экспорт. Ассортимент смазочной продукции составляет около 400 наименований, причем каждый год появляется 15 – 20 абсолютно новых продуктов, а также около сотни модификаций рецептуры существующих масел и смазок. |
|
|
Как «готовят» моторное масло |
|
|
Сергей Матусяк
Фото автора Киев – Будапешт – Олмашфюзито – Киев