Девятнадцатого апреля 1970 года с главного конвейера ВАЗа сошли первые шесть пилотных автомобилей ВАЗ-2101 – два синих и четыре вишневых.
В начале 60-х годов прошлого века аналитики Министерства экономики СССР предоставили руководству ЦК КПСС объемный доклад об экономическом положении в стране. Из него стало ясно, что у советских людей на счетах в сберкассах накопилось огромное количество денежных средств. Естественно, возник вопрос, как их вернуть в оборот?
Одним из вариантов решения проблемы было предложение наладить массовый выпуск доступного по цене легкового автомобиля. Одним из главных инициаторов подобного решения был Председатель Совета Министров Алексей Косыгин. Разработка нового автомобиля с «чистого листа» потребовало бы существенных инвестиций, поэтому решено было привлечь к реализации проекта иностранного автопроизводителя.
В качестве возможного партнера рассматривались несколько крупных автомобильных компаний. Но, по политическим соображениям выбор пал на итальянский Fiat. Косыгин лично отправился в Италию на переговоры, а летом 1965 года в Москву с ответным визитом приехал тогдашний президент Fiat Витторио Валлетта.
2 апреля 1966 года в Турине дебютировал Fiat 124. Именно его было решено взять за основу для создания нового советского автомобиля. Компактная, вместительная машина оказалась недорогой и технологичной в производстве. В мае того же года был подписан протокол об участии Fiat в создании в СССР промышленного комплекса по производству легковых автомобилей.
За три года в Тольятти был построен современный автомобильный завод. 19 апреля 1970 года с его конвейера сошли первые ВАЗ-2101, а 18 августа стартовали продажи новинки. Современный завод на долгие годы стал флагманом отрасли, а 15 апреля 1974 года коллектив ВАЗа праздновал выпуск миллионной «копейки».