Польский автозавод, принадлежащий украинцам, будет собирать корейские автомобили американского бренда для европейских потребителей.
Польский автозавод, принадлежащий украинцам, будет собирать корейские автомобили американского бренда для европейских потребителей.
Польский автозавод, принадлежащий украинцам, будет собирать корейские автомобили американского бренда для европейских потребителей. |
Made in Poland
Чтобы удостовериться, сможет ли польский завод FSO выпускать автомобили по мировым стандартам, «АЦ» посетил это предприятие сразу же после обнародования решения GM. Сейчас Варшавский завод почти полностью нацелен на украинский рынок – выпускает машинокомплекты и кузова для сборки в нашей стране моделей Lanos (Т-100) и Sens. Кроме того, с его конвейера сходят мелкие партии Daewoo Matiz для внутреннего рынка.
Как оказалось, FSO S.A. (Fabryka Samochodow Osobowych, то есть завод персональных автомобилей) – это современное сборочное предприятие европейского типа, производящее автомобили начиная буквально с листа металла. В то же время смежных и дополнительных производств на заводе нет – большинство агрегатов приходят на FSO от смежников полностью собранными (или доукомплектовываются их силами на территории предприятия). Более того, заводы-смежники, выпускающие комплектующие на Lanos, – это бывшие совместные корейско-польские компании (см. схему), входящие в состав FSO. Благодаря их деятельности локализация производства Lanos в Польше достигает 68%.
Наладка в Варшаве с 1996 года производства моделей Daewoo повлекла за собой коренную модернизацию предприятия. В период с 1997 по 1999 год все цеха, вовлеченные в сборку Daewoo, были модернизированы, благодаря чему завод стал современным европейским предприятием. Производство и система управления качеством FSO сертифицированы по всем мировым стандартам, в том числе экологическим. Например, покраска автомобилей производится экологически чистыми водорастворимыми красками, как на передовых мировых автопредприятиях. Кроме того, поставка компонентов на сборку осуществляется по технологии «точно в срок», то есть их подвозят сразу на конвейер. Это позволяет заводу обойтись без складских помещений для деталей. Единственный большой склад завода в Варшаве предназначен для хранения сваренных и окрашенных кузовов, да и то этот запас находится там не более суток.
Перспективы роста
Мощности завода FSO полностью не загружены, поэтому позволяют выпускать не только Lanos и Matiz. Сегодня здесь производится 40–60 тысяч автомобилей (включая комплекты для сборки), но возможности предприятия гораздо больше. Так, цеха штамповки кузовных деталей и сварки кузова рассчитаны на выпуск 186 тысяч комплектов в год, а при трехсменной работе – 200 тысяч. Современный окрасочный комплекс, который функционирует в автоматическом режиме, способен красить, в зависимости от количества смен, 240–300 тыс. машин в год. Окончательная сборка автомобилей возможна сразу в двух цехах, причем сегодня используется только один из них, да и то не на полную мощность. Кроме того, предусмотрены цех для производства двигателей и литейный участок, которые в настоящий момент не задействованы. Так что начало выпуска Chevrolet Aveo не скажется на объемах производства популярных в Украине и России «Ланосов».
Недавно в структуру FSO переведено ранее принадлежащее ей предприятие Nysa. Это полноценный сборочный завод мощностью около 40 тысяч машин, который до этого выпускал коммерческие модификации Polonez.
Единственный участок FSO, работающий почти на полную мощность, – прессовое производство. Но проблема развития этого участка уже решается. Некоторые пресс-формы для Lanos перевезут в Запорожье, где сегодня выпускается Lanos II (модель Т-150). Уже сейчас половина кузовных деталей для этой модели поставляется на «ЗАЗ» из Польши, остальные – из Кореи. Перенос части оборудования позволит разгрузить мощности прессового цеха FSO.
Для того чтобы наладить выпуск Chevrolet Aveo в Варшаве, придется произвести переналадку оборудования, а смежники должны будут освоить изготовление деталей и узлов. Благо, технология сборки автомобилей на FSO модульная, что позволяет довольно быстро перенастраивать технологический процесс для выпуска новых моделей. Так, полученные из Кореи штампы кузовных деталей будут установлены на существующие в Варшаве прессы. Участок сварки придется переделывать более основательно. На этапе сборки сначала задействуют работающую линию конвейера, а потом и ныне бездействующие. Так что планы уже через год выпустить первый Aveo в Варшаве кажутся вполне реальными.
Славяне – для Европы
Итак, автозавод FSO будет наращивать объемы производства – например, в 2007 году планируется увеличить их вдвое – до 134 тысяч машин и комплектов. Причем на Aveo украинские владельцы польского завода, похоже, останавливаться не собираются. Уже принято решение выпускать здесь машинокомплекты для производства в Украине Lanos Pick-up, других коммерческих моделей, идет работа над загрузкой завода Nysa. Причем новые модели, которые намерены собирать в Варшаве, будут предназначены не только для Украины, а и для поставок в Евросоюз. Уровень производства на польском заводе соответствует европейскому, а степень загруженности предприятия позволяет осваивать новые модели.
| |
| |