X

Украинский автопром уже в Евросоюзе

Польский автозавод, принадлежащий украинцам, будет собирать корейские автомобили американского бренда для европейских потребителей.

Польский автозавод, принадлежащий украинцам, будет собирать корейские автомобили американского бренда для европейских потребителей.

Польский автозавод, принадлежащий украинцам, будет собирать корейские автомобили американского бренда для европейских потребителей.

Американский концерн General Motors на прошлой неделе озвучил информацию о решении начать производство автомобиля Chevrolet Aveo в Европе. Модель будут собирать на мощностях польского предприятия FSO, активы которого ранее принадлежали Daewoo, а теперь – украинской компании «УкрАвто», владеющей также акциями ЗАО «ЗАЗ». По заверениям Олега Папашева, вице-президента корпорации «УкрАвто», первые седаны Aveo сойдут с конвейера FSO менее чем через год – в октябре 2007-го. А летом следующего года завод наладит производство трех- и пятидверных хэтчбеков. Уже в 2008 году запланировано выйти на объем выпуска 60 тысяч автомобилей Chevrolet. В перспективе возможно суммарное увеличение производства всех трех модификаций до 150 тысяч в год. Автомобили, выпущенные в Польше, будут продаваться не только в Украине, но и по всей Европе. Ведь продажи Chevrolet в Старом Свете растут: за последние 3 года они увеличились со 190 до 300 тысяч (в 2006 году).

Made in Poland

Чтобы удостовериться, сможет ли польский завод FSO выпускать автомобили по мировым стандартам, «АЦ» посетил это предприятие сразу же после обнародования решения GM. Сейчас Варшавский завод почти полностью нацелен на украинский рынок – выпускает машинокомплекты и кузова для сборки в нашей стране моделей Lanos (Т-100) и Sens. Кроме того, с его конвейера сходят мелкие партии Daewoo Matiz для внутреннего рынка.

Как оказалось, FSO S.A. (Fabryka Samochodow Osobowych, то есть завод персональных автомобилей) – это современное сборочное предприятие европейского типа, производящее автомобили начиная буквально с листа металла. В то же время смежных и дополнительных производств на заводе нет – большинство агрегатов приходят на FSO от смежников полностью собранными (или доукомплектовываются их силами на территории предприятия). Более того, заводы-смежники, выпускающие комплектующие на Lanos, – это бывшие совместные корейско-польские компании (см. схему), входящие в состав FSO. Благодаря их деятельности локализация производства Lanos в Польше достигает 68%.

Наладка в Варшаве с 1996 года производства моделей Daewoo повлекла за собой коренную модернизацию предприятия. В период с 1997 по 1999 год все цеха, вовлеченные в сборку Daewoo, были модернизированы, благодаря чему завод стал современным европейским предприятием. Производство и система управления качеством FSO сертифицированы по всем мировым стандартам, в том числе экологическим. Например, покраска автомобилей производится экологически чистыми водорастворимыми красками, как на передовых мировых автопредприятиях. Кроме того, поставка компонентов на сборку осуществляется по технологии «точно в срок», то есть их подвозят сразу на конвейер. Это позволяет заводу обойтись без складских помещений для деталей. Единственный большой склад завода в Варшаве предназначен для хранения сваренных и окрашенных кузовов, да и то этот запас находится там не более суток.

Перспективы роста

Мощности завода FSO полностью не загружены, поэтому позволяют выпускать не только Lanos и Matiz. Сегодня здесь производится 40–60 тысяч автомобилей (включая комплекты для сборки), но возможности предприятия гораздо больше. Так, цеха штамповки кузовных деталей и сварки кузова рассчитаны на выпуск 186 тысяч комплектов в год, а при трехсменной работе – 200 тысяч. Современный окрасочный комплекс, который функционирует в автоматическом режиме, способен красить, в зависимости от количества смен, 240–300 тыс. машин в год. Окончательная сборка автомобилей возможна сразу в двух цехах, причем сегодня используется только один из них, да и то не на полную мощность. Кроме того, предусмотрены цех для производства двигателей и литейный участок, которые в настоящий момент не задействованы. Так что начало выпуска Chevrolet Aveo не скажется на объемах производства популярных в Украине и России «Ланосов».

Недавно в структуру FSO переведено ранее принадлежащее ей предприятие Nysa. Это полноценный сборочный завод мощностью около 40 тысяч машин, который до этого выпускал коммерческие модификации Polonez.

Единственный участок FSO, работающий почти на полную мощность, – прессовое производство. Но проблема развития этого участка уже решается. Некоторые пресс-формы для Lanos перевезут в Запорожье, где сегодня выпускается Lanos II (модель Т-150). Уже сейчас половина кузовных деталей для этой модели поставляется на «ЗАЗ» из Польши, остальные – из Кореи. Перенос части оборудования позволит разгрузить мощности прессового цеха FSO.

Для того чтобы наладить выпуск Chevrolet Aveo в Варшаве, придется произвести переналадку оборудования, а смежники должны будут освоить изготовление деталей и узлов. Благо, технология сборки автомобилей на FSO модульная, что позволяет довольно быстро перенастраивать технологический процесс для выпуска новых моделей. Так, полученные из Кореи штампы кузовных деталей будут установлены на существующие в Варшаве прессы. Участок сварки придется переделывать более основательно. На этапе сборки сначала задействуют работающую линию конвейера, а потом и ныне бездействующие. Так что планы уже через год выпустить первый Aveo в Варшаве кажутся вполне реальными.

Славяне – для Европы

Итак, автозавод FSO будет наращивать объемы производства – например, в 2007 году планируется увеличить их вдвое – до 134 тысяч машин и комплектов. Причем на Aveo украинские владельцы польского завода, похоже, останавливаться не собираются. Уже принято решение выпускать здесь машинокомплекты для производства в Украине Lanos Pick-up, других коммерческих моделей, идет работа над загрузкой завода Nysa. Причем новые модели, которые намерены собирать в Варшаве, будут предназначены не только для Украины, а и для поставок в Евросоюз. Уровень производства на польском заводе соответствует европейскому, а степень загруженности предприятия позволяет осваивать новые модели.

 История по спирали

Говорят, в одну реку нельзя войти дважды. Но польский завод FSO дважды входил в три разные реки. Так, предприятие создавалось для выпуска лицензионного Fiat. Но не успев построить ни одного автомобиля, поляки прекратили сотрудничество с итальянцами. Зато через 7 лет они вновь стали партнерами. Второе «вхождение в реку» развивалось так: после продолжительного выпуска в Варшаве лицензионной модели (на базе ГАЗ-20), конструкторы FSO разработали свою (Syrena) и успешно производили в течение двух десятилетий. Но в то же время купили новую лицензию (Fiat 125p), и параллельно выпускали эту машину. Еще одна любопытная история: возле Варшавы в 30-е годы ХХ столетия уже собирались Chevrolet. В начале 90-х руководство FSO подписало протокол о намерении создать совместное предприятие с General Motors, но до выпуска автомобилей так и не дошло. Зато спустя 15 лет FSO начинает производство машин марки Chevrolet, наиболее популярного бренда концерна GM.

1948 г. Подписан договор с Fiat о строительстве автомобильного завода в Варшаве и выпуске на нем по лицензии Fiat 1100.

1949 г. Отказ от сотрудничества с Fiat по политическим причинам (строительство социализма вместе с СССР).

1950 г. Получена лицензия Горьковского автозавода (СССР) на выпуск автомобиля М-20 «Победа». Через год выходят первые автомобили под маркой Warszawa.

1953 г. Первый автомобиль малого класса собственной разработки FSO – Syrena. Через 3 года был запущен в серию.

1965 г. Подписано лицензионное соглашение с Fiat на выпуск в Варшаве автомобиля Polski Fiat 125p. Спустя два года начато его производство.

1974 г. Разработка совместно с Fiat нового автомобиля Polonez, через четыре года – начало его выпуска.

1990–1993 гг. Поиск стратегического инвестора из-за экономических проблем в стране и на заводе. Ведутся переговоры с General Motors, подписан меморандум о выпуске Opel Astra.

1995–1997 гг. После отказа от сотрудничества с GM при содействии польского правительства создается совместное предприятие с Daewoo Group. Начат выпуск моделей Tico и Espero.

1998 г. Начало выпуска Lanos и Nubira, позже – Matiz. Налаживание производства комплектующих на различных польских предприятиях. До 2000 года локализация выпуска автомобилей достигла 55–91%.

2005 г. Украинская корпорация «УкрАвто» получает в распоряжение контрольный пакет акций завода FSO. Компания GM-DAT продлевает лицензию на выпуск Lanos и Matiz в Польше.

2006 г. Подготовка к выпуску на заводе новой модели – Chevrolet Aveo в трех вариантах кузова – седан, 3- и 5-дверный хэтчбеки.

Сергей Матусяк
Фото FSO и Леонида Гоголева