Таможня: летопись десятилетия.
Таможня: летопись десятилетия.
| | 27 марта 2007 года «Автоцентру» исполняется 10 лет. Циклом юбилейных статей, начиная с этого номера, мы напомним, как развивались события и как они освещались на страницах первого отечественного автомобильного еженедельника. «Одной из наиболее актуальных проблем украинских автомобилистов на протяжении этих лет был ввоз в нашу страну импортных машин», – вспоминает бессменный главный редактор «Автоцентра» Сергей Тарнавский. |
Откуда и как самому привезти автомобиль
Уже в первом номере «Автоцентр» опубликовал подробную статью о том, как приобрести авто в Голландии, где цены на машины считались самыми низкими в Европе. Затем мы ознакомили читателей с правилами растаможки автомобилей. Тогда разрешалось ввозить машины возрастом до 10 лет, а ставки акцизного сбора высчитывались в экю. Также мы опубликовали статью о том, как без растаможки ввезти в Украину автомобиль, купленный по доверенности у гражданина Прибалтики. Временный ввоз и эксплуатация таких машин в нашей стране были второй отличительной чертой 1997 года.
В это же время обсуждается вопрос прихода на «ЗАЗ» иностранных инвесторов, для чего был принят закон, согласно которому завод освободили от всех налогов на 10 лет!
Старше 5 лет – нет пути в Украину
Правительство Украины своим Постановлением № 146 с 1 апреля 1998 года ввело возрастной ценз на ввозимые автомобили – 5 лет, а также установило минимальную таможенную стоимость авто, от которой насчитывались все налоги, – на уровне $5000. В результате для ряда автомобилей стоимость растаможки выросла.
Впрочем, наши люди всегда найдут, как обойти закон. Машины старше 5 лет многие ввозили частями (так называемый поагрегатный ввоз). В новостях «от Михалыча изпод таможни» «Автоцентр» рассказывал о том, как быть со временно ввезенными авто старше 5 лет.
В этом же году изменились правила временного ввоза. С октября отменили разрешение эксплуатировать «временный» автомобиль 2 месяца без постановки на учет в ГАИ, сократив срок до 10 дней.
Временный ввоз пытаются запретить
Весной 1999 года в качестве эквивалента при подсчете растаможки валюту экю отменили и ввели евро. Летом – ограничили временный ввоз автомобилей для физлиц – резидентов Украины, по сути прикрыв канал ввоза машин из Литвы, Польши, Беларуси и других стран. Впрочем, постановление не решило судьбы уже ввезенных транспортных средств (а это 150–200 тыс.), хозяева которых должны были их вывозить или продавать на запчасти. Растаможка этих машин принесла бы бюджету немалые средства, но как быть с возрастным порогом в 5 лет, действующим в стране? В ответ на запрет временного ввоза начались акции протестов автовладельцев, которые требовали разрешить им растаможить своих «старушек». «Автоцентр» высказал свою гражданскую позицию, приняв их строну. В ответ на накаляющуюся ситуацию в августе 1999 года Президент Украины Леонид Кучма своим Указом отменил постановление Кабмина, запрещающее временный ввоз, и дал правительству неделю на урегулирование вопроса. «Автоцентр» проводил голосование, в рамках которого каждый читатель мог сбросить на пейджер редакции свое мнение о необходимости отмены временного ввоза.
|
«Постановление № 1250 Кабинета министров Украины определило новые условия временного ввоза транспортных средств в нашу страну. Этот документ запрещает физическим лицам – гражданам Украины – ввозить автомобили во временное пользование. У юридических лиц и физических лиц – нерезидентов (т.е. не граждан Украины) такое право осталось.» |
|
|
Один год – десять законов
Начало 2000 года было отмечено таможенной неразберихой. Временный ввоз все еще был разрешен, поэтому таможня машины пропускала, а эксплуатация таких автомобилей резидентами была запрещена Законом «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно финансирования дорожного хозяйства». Получается, ввозить можно было, а ездить – нельзя. Под давлением общественности и Евросоюза, которому не нравились наши жесткие возрастные ограничения при ввозе авто, Кабмин издал Постановление № 575, вступившие в силу 4 апреля. Оно увеличило возрастной ценз для ввозимых авто до 8 лет (действующий и поныне), а также отменило понятие минимальной таможенной стоимости. Цена автомобиля теперь определяется по инвойсу или купчей, а если она явно занижена, таможня может выяснить стоимость, руководствуясь своими базами данных. В результате этого постановления стоимость растаможки автомобилей возрастом до 8 лет немного снизилась. Летом Кабмин всетаки разрешил растаможить все ввезенные до 1 января 2000 года автомобили даже возрастом старше 8 лет. Но это было невыгодно автовладельцам. Кроме того, Кабмин ограничил поагрегатный ввоз, изменив ставку ввозной пошлины на двигатели и тем самым сделав его экономически невыгодным. Ранее она составляла 10% от стоимости ввозимого мотора, теперь – 1,5 евро
за 1 см куб. Осенью этого же богатого таможенными новшествами года были изменены ставки акцизного сбора и ввозной пошлины на автомобили. Для машин возрастом до 5 лет они выросли в 2 раза, а от 5 до 8 лет – в 3 раза. Также была введена обязательная сертификация ввозимых новых авто для физлиц.
Поагрегатная растаможка стала невыгодной
В феврале 2001 года вступили в силу новые ставки акцизного сбора и ввозной пошлины на автомобили. «Автоцентр» тогда приводил их полностью, а также анализировал сложившуюся ситуацию. Летом изменились правила растаможки новых (возрастом до 3 лет) машин. Теперь их таможенная очистка проводится прямо в пункте пропуска, а не на внутренней таможне, как для более старых авто. Еще один Закон «О порядке ввоза (пересылки)…» ввел сразу несколько ограничений, перекрыв ряд каналов нелегального ввоза. В частности, поагрегатная растаможка стала невыгодной, так как таможенная очистка кузова и шасси стоила столько же, как и целого авто с максимальным для этой модели объемом двигателя. Переезжающим на ПМЖ разрешили бесплатную растаможку, только если автомобиль был зарегистрирован на них и простоял на учете в стране предыдущего проживания не менее года. Отменили беспошлинный ввоз для лиц, работавших за рубежом и купивших авто на сумму не больше 50% от их заработной платы. При этом закон разрешил ввозить без уплаты пошлин транспортные средства, полученные за рубежом в качестве наследства или приза за участие в спортивных состязаниях, фестивалях, конкурсах.
Авто по запчастям ввозят только заводы
Вступил в силу принятый в конце 2001 года Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты, касающиеся государственной поддержки автомобилестроительной отрасли Украины». Он дал возможность получить налоговые льготы другим, кроме «ЗАЗа», предприятиям. Производителям грузовиков и автобусов надо было привлечь $30 млн., производителям запчастей – $10 млн. Всем остальным предприятиям закон принес повышение ввозных пошлин на комплектующие по сборке автомобилей (двигатели, кузова, их части) и некоторые другие запчасти.
|
«Принятый Закон также затронет интересы частных предпринимателей и автолюбителей, которые привозили комплектующие из-за рубежа. Так, кузова бывших в употреблении автомобилей (такими считаются когда-либо установленные на т ранспортном средстве или такие, с момента производства которых прошло больше года) теперь о благаются пошлинойв размере от 1400 до 4200 евро за штуку, а двигатели б/у – в размере 1,5 евро за 1 куб. см объема. То есть ввозить бывшие в употреблении части автомобиля для сборки в Украине (так называемый поагрегатный ввоз) теперь не имеет смысла.» |
|
|
Штраф или «зеленый коридор»?
С первого января 2003 года вступил в силу новый Таможенный кодекс Украины, по которому ввозятся товары до сих пор. Он ужесточил некоторые меры административного воздействия на тех, кто попытается обойти существующие порядки. В частности, был увеличен до 500–1000 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (8500–1700 грн.) штраф за нарушение обязательства об обратном вывозе или обратном ввозе автомобилей. Такой же штраф или даже конфискация авто ожидала теперь тех, кто нарушил обязательства о транзите автомобиля через Украину.
В этом же году таможня ввела «зеленые коридоры». В течение всего года в прессе обсуждалось грядущее повышение ввозных пошлин. Перед самым Новым годом депутаты приняли в первом чтении законопроект № 3677, предусматривавший сохранение основных льгот для местных автопроизводителей и существенные изменения ставок таможенных пошлин на ввоз автомобилей. Раньше они начислялись в зависимости от объема двигателя автомобиля, а законопроект предлагал учитывать таможенную стоимость автомобиля, причем ставки по некоторым позициям рекомендовалось увеличить в 11 раз!
Новые пошлины в 3–8 раз выше старых
Изменение таможенных пошлин все же произошло – они выросли. 24 мая 2004 года вступил в силу Закон «О развитии автомобильной промышленности в Украине», согласно которому пошлины на новые машины повысились с 4–6% их таможенной стоимости до 15–20%, а для автомобилей возрастом от 5 до 8 лет – до 30%. В то же время размер акцизного сбора уменьшился.
|
«Поскольку таможенные пошлины на все автомобили повысятся, должны вырасти и цены. По оценкам импортеров и независимых экспертов, новые пошлины станут причиной подорожания иномарок на 7–15% (в зависимости от объема двигателя и таможенной стоимости). Речь идет о так называемом «чистом импорте», то есть автомобилях, не произведенных или собранных в Украине. Машины российского производства, а также выпускающиеся в нашей стране мелкоузловым или крупноузловым способом, в результате увеличения пошлин теоретически подорожать не должны.» |
|
|
Налоги платят все, в том числе льготники
2005 год отмечен очередным повышением пошлин на ввозимые иномарки на 5%, что повлекло очередной ажиотаж на рынке и рост цен. В этом же году льготы по налогообложению для автопроизводителей были отменены. Предприятия, защитившие инвестпрограмму согласно Закону 1997 года «О стимулировании автомобильной промышленности…» («ЗАЗ», «ЛАЗ», «ЛуАЗ», «КрАСЗ»), лишились преференций по уплате НДС, ввозным пошлинам, налогам на прибыль и землю. То же касается и компаний, работающих в свободных экономических зонах. В результате цены на новые автомобили, произведенные или собранные в Украине, выросли на 10–20%. В 2005 году была объявлена война контрабанде и нечистым на руку таможенникам.
|
«Наверное, ничто в нашей стране не меняется так часто, как законы. Только в марте парламент изменил пошлины на ввоз легковых автомобилей, установив их на уровне 20% стоимости машин, а уже спустя несколько месяцев, 23 июня, депутаты проголосовали за Закон «О внесении изменений в таможенный тариф Украины». Он предусматривает новые ставки ввозных пошлин на целый перечень товаров, в том числе на автомобили. Так, пошлина на ввоз новых и подержанных авто увеличена на 5% – до 25% их таможенной стоимости. При этом ставки акцизного сбора остались прежними. Ставки пошлин на комплектующие для производства автомобилей снижены до 0–5%.» |
|
|
Карбюраторы приговорили
Начало 2006 года ознаменовалось запретом первой регистрации, а значит, и ввоза автомобилей, не соответствующих экологическим нормам Евро 2. То есть сначала приговорили ввезенные карбюраторные легковушки, а во второй половине года – и произведенные в Украине.
В конце этого года Кабмин своим Постановлением № 999 определил, что гуманитарные авто после смерти инвалидов нужно возвращать государству. Ужесточились также правила передачи таких машин для управления другими лицами.
|
«В соответствии с постановлением, вопрос о праве передачи управления автомобилем другим лицам может решиться положительно только в том случае, если инвалид не может управлять машиной по состоянию здоровья. В этом случае вождение разрешено только одному члену семьи инвалида, проживающему по месту регистрации инвалида либо в одном населенном пункте с ним. При этом предписание на выдачу доверенности и временного техпаспорта предоставляет орган социального обеспечения.» |
|
|
Транспортный налог вырос, а пошлины…
Начало 2007 года запомнится вступлением в силу Закона, принятого в пятой редакции, «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно регистрации транспортных средств)». Законом введен более высокий для подержанных машин транспортный сбор при их первой регистрации, а также норма, согласно которой после вступления Украины во Всемирную торговую организацию будет упразднен возрастной ценз при ввозе авто. Налог на доходы для физических лиц при продаже автомобилей вырос с 13 до 15% от цены машины. Ходят слухи о скором снижении ввозных пошлин на иномарки в связи с вступлением Украины в ВТО…
Подготовила Светлана Скрипка