Как только цены на топливо достигли своего максимума, мы задались целью – добиться минимального расхода горючего на одной поездке.
Наименьший расход топлива на дизельном автомобиле с объемом двигателя 1,6 л по маршруту Донецк – Львов. С такой формулировкой Книга рекордов Украины зафиксировала рекорд, установленный в ходе автопробега с востока на запад страны протяженностью 1320 км на автомобиле Citroеn C-Elysee с 5-ступенчатой механической КП.
В запланированном маршруте самым сложным для экономии топлива был участок дороги между Донецком и Харьковом. Во-первых, он не везде хорошего качества. Во-вторых, местность там слишком холмистая, с затяжными подъемами. Да и небольших городов по маршруту хватает. Все это влияет на расход топлива.
От Харькова до Львова трасса отличная, и на пути только два больших города – Полтава с разбитой дорогой и Киев. Остальные крупные населенные пункты проезжаются по окружным дорогам.
Поехали
Старт состоялся в 12:00 на АЗС, расположенной на выезде из Донецка в сторону Харькова. Автомобиль был заправлен «до полного» – по расчетам, 48-литрового бака должно хватить до Львова. Прибыли представители Книги рекордов Украины, заполнили необходимые документы, обнулили показатели бортового компьютера. Именно его данные были использованы для регистрации рекорда. Повлиять на них в дороге нельзя – фиксируются общий пробег, средний расход топлива на данном отрезке и средняя скорость.
Температура снизилась до четырех градусов тепла. После третьей порции кофе отправляюсь в путь. Погода не радует: тучи, гидрометцентр обещает дожди по всему маршруту, а это еще один фактор, способствующий увеличению «аппетита» автомобиля.
За окном проплывают города Константиновка, Краматорск, Славянск. Тогда в них состояние дорожного покрытия было хорошее, по крайней мере, там, где двигался транзитный транспорт. Однако множество светофоров осложняли равномерное движение – приходилось притормаживать и ускоряться, тратя лишние граммы топлива. Но сегодня такие «проблемы» кажутся смешными, ведь буквально пару дней спустя в Славянске начали захватывать здания и ставить блок-посты на дорогах. Так что мне еще крупно повезло.
А вот участок трассы в Изюме и Чугуеве отличается от предыдущих городов – ямы, разорванные обочины. На некоторых мостах в асфальте такие дыры, что приходится «ползти на пузе».
В таком режиме удается снизить расход топлива с 2,9 л до 2,8 л/100 км. Но впереди еще одно испытание – коварная северная часть окружной дороги Харькова длиной около 50 км, где асфальт в отличном состоянии, однако сплошь и рядом – затяжные подъемы. Не исключаю, что именно здесь расход топлива вернется к предыдущей отметке – 2,9 л/100 км.
Каково же было удивление, когда бортовой компьютер снизил показатель еще на одну десятую – до 2,7 л/100 км. Впереди более-менее ровная дорога до Киева и дальше до Ровно, так что его вполне реально закрепить. Последний участок до Львова длиной около 200 км хоть и холмистый, но на средний расход повлиять не должен.
Ровных 1000 км
На оставшихся 1000 км от Харькова до Львова приходится бороться за снижение расхода всего на 0,1 л. Вот это испытание! Нежнейшая работа с педалью акселератора – буквально миллиметровые движения. Экономится каждый грамм топлива. Так, при движении в гору я прекращал подачу горючего за мгновение до выезда на вершину, чтобы эти несколько десятков метров машина прошла накатом и обороты двигателя снизились до минимально необходимых для движения по ровной дороге. При спуске тоже стоит непростая задача – катиться на нейтральной передаче, чтобы сильнее разогнаться или съезжать на максимальной передаче, но тогда происходит подтормаживание двигателем. В первом случае тратится 0,2–0,5 л топлива на «сотню», во втором – 0 л. Решал в зависимости от трафика и крутизны уклонов.
Светало. Позади 18 часов пути. На очередной АЗС уже стандартная процедура – из машины выгружаются стаканы из-под кофе, пустые упаковки, оставшиеся от печенья и прочей еды. Снова закупается кофе и перекусы. Расход топлива по-прежнему 2,7 л/100 км.
За окружной Ровно начинается последний холмистый участок. Насчет расхода топлива я уже спокоен: от Харькова до Ровно он не изменился, а значит, укрепился.
С представителями Книги рекордов договорились встретиться на подъезде ко Львову, чтобы в городской суете не спровоцировать повышение среднего потребления горючего. На бортовом компьютере цифры в очередной раз изменились на одну десятую – 2,6 л/100 км!
Всего на установление рекорда ушло чуть более суток – 26 часов, из которых около 22 часов проведено за рулем автомобиля. Остальное время потрачено на пит-стопы для пилота – за всю дорогу было выпито символических 2,6 л кофе. На преодоление всего участка понадобилось чуть более 34,0 л дизельного топлива.
На установление рекорда пошел ради интереса, плюс хотелось выяснить наименьший расход топлива своего автомобиля. Маршрут специально подбирал как можно длиннее, чтобы на нем были участки с различным рельефом и качеством дороги, а средний показатель расхода топлива наиболее «средним». Замечу, что таких низких показателей возможно добиться только на низких скоростях. Для движения по трассе в повседневной жизни я бы рекомендовал двигаться ближе к разумной скорости – 90 км/ч. Езда с городской скоростью чревата созданием аварийных ситуаций. Поэтому за 26 часов автопробега почти половину времени я «посвятил» зеркалам заднего вида.
Заявленный производителем расход топлива на C-Elysee составляет 3,9 л/100 км. Однако при вычислении данных цифр автомобиль едет на разрешенных загородных скоростях – около 90 км/ч. Во время установления рекорда машина двигалась на пятой передаче с минимально возможной скоростью – около 60 км/ч. Невысокая скорость, отсутствие обгонов и равномерное движение – залог низкого расхода топлива.
Фото автора и Сергея Кузьмича