Специалисты MEYLE дают практические рекомендации по эксплуатации тормозных дисков
Более того – тормозные диски напрямую не страдают от качества дорог – диск прыгает по ямам вместе с колесом, будучи накрепко привинчен к его ступице. Не будучи элементом подвески, никаких экстремальных нагрузок при проезде неровностей диск не испытывает. Поэтому срок жизни тормозного диска определяется двумя факторами – манерой вождения и степенью антикоррозионной защиты самого диска.
Итак, существуют определенные правила эксплуатации, при которых тормозной диск прослужит тот максимальный срок, который определяется качеством материалов и совершенством технологий, примененных при его изготовлении. Об этом в цикле передач «АвтоЛикбез» слушателям Авторадио рассказали, опираясь на советы технических специалистов немецкой компании MEYLE.
То, как долго прослужит тормозной диск, зависит от манеры вождения, а если точнее – от манеры торможения. Это не значит, что чем реже тормозить, тем больше прослужит диск. Есть мастера, почти безошибочно рассчитывающие наперед режим движения, умеющие предсказать, когда загорится красный свет и отпускающие газ задолго до светофоров. Им почти всегда достаточно торможения двигателем. Такой режим движения оптимален с точки зрения экономии топлива.
Что же касается тормозных дисков, то их рабочая поверхность – площадь диска, контактирующая с тормозными колодками – очищена от защитного антикоррозионного слоя (если он на них, конечно, вообще был). Если не пользоваться тормозами, или иногда лишь слегка прижимать тормоз – диски не будут очищаться от невидимой еще глазу, но зарождающейся ржавчины. Однако, это не единственная причина, по которой надо осуществлять активное торможение, а не тормозить «слегка».
При торможении диск и колодка могут нагреваться до шестисот градусов. А, как известно, все материалы, в том числе и металл – расширяются при нагревании. В процессе торможения диск незначительно деформируется, но при остывании принимает свою исходную форму, поскольку диски сделаны из эластичных сплавов металла. По крайней мере – диски от солидных производителей. Однако если при торможении долго поддерживать высокую температуру поверхности диска, то может произойти нежелательное – металл как бы «привыкнет» к новой форме и диск после остывания останется деформирован. В результате возникнет так называемое биение диска, что создает не только дискомфорт, а и опасность неравномерного торможения и заноса автомобиля в сторону при нажатии на тормоз, поэтому искривленный диск придется заменить.
Чтобы избежать такой неприятности, выполняйте следующие рекомендации специалистов MEYLE:
После резкого торможения перед светофором или в другой ситуации не надо долго держать ногу на педали тормоза – лучше включить ручной тормоз, тогда и нога уставать не будет, и тормозные диски сохранятся дольше. Если после резкого торможения держать ногу на тормозе, раскаленная тормозная колодка в одном месте не будет позволять диску остыть, в то время как другие его участки остынут, что может привести к деформации диска.
Конечно, всегда на светофоре включать ручник неудобно, а стоять без тормоза нельзя, особенно перед нерегулируемым перекрестком – едущий сзади водитель может подумать, что вы уже начали движение, и не успеет затормозить, слишком поздно осознав свою ошибку.
Чтобы избежать перегрева тормозного диска, в сочетании с экономичным вождением, следует использовать способ безопасного и одновременно – щадящего по отношению к дискам торможения.
Тормозить можно двумя способами. Первый – немного прижать педаль тормоза, понемногу сбрасывая скорость. Такой способ торможения может показаться более щадящим в отношении дисков, но это иллюзия. Диск и колодка все равно нагреваются, а по времени такое торможение длительное. В результате диск долго подвергается воздействию высокой температуры.
Второй – посильнее прижать педаль тормоза, и отпустить. Прижать, и снова отпустить. Это называется прерывистым торможением. Оно и с точки зрения безопасности предпочтительнее. При отпускании тормоза разгружается передняя подвеска и устраняется из-под колеса водяной клин в дождливую погоду. А диск при таком торможении успевает остыть, поскольку суммарное время торможения меньше, чем при длительном торможении со слегка прижатой педалью.
Прерывистое торможение нежелательно использовать только в повороте, если вы обнаружили, что вошли в него на слишком высокой скорости. Хотя до такого, естественно, лучше вообще не доводить, поскольку любое торможение в повороте рискованно. Лучше перестраховаться и затормозить на прямой перед поворотом, а если он оказался не так крут, как показалось издали, можно понемногу набирать скорость уже на кривой – так даже лучше для сцепления колес с дорогой.
Чтобы не приходилось очень резко тормозить, увидев, что проехать перекресток на зеленый свет не удастся, лучше заранее сбросить газ, но не притормаживать долго легким касанием к педали, а затормозить в несколько приемов, это называется «прерывисто – ступенчатым торможением»: Нажали – отпустили – нажали снова (если надо – посильнее). Тогда, подкатившись к светофору на холостых оборотах, можно и тормоз ногой держать – колодка и диск не перегреты, и с ними ничего не случится.
Наибольшее испытание для тормозных дисков – движение по спускам. На автомобилях с механической коробкой передач или роботизированной с возможностью ручного переключения, с этим попроще. Перед началом спуска замедляемся, переключаемся, в зависимости от крутизны спуска, на третью, а то и вторую передачу, и катимся, притормаживая, когда автомобиль начинает набирать большую, чем хотелось бы, скорость.
С машинами, оборудованными автоматической трансмиссией – сложнее. В любом случае надо замедлиться перед спуском. На более современных машинах есть позиции переключателя режимов L (латинская Л), или цифры 1 или 2. Это специальные режимы для движения по пересеченной местности, не позволяющие АКПП переключаться на высокие передачи. Не ленитесь протянуть руку и воспользоваться таким режимом – это позволит сберечь не только диски, но и дорогостоящую коробку передач.
Правда, хотя напрямую по тормозным дискам неровности дороги и не «бьют», все же в определенном смысле от качества дорог срок службы тормозных дисков тоже зависит, хотя и не напрямую. Дело в том, что при езде по неровным дорогам из-под колес вылетает больше воды, а зимой – грязной жижи, являющейся смесью талого снега и агрессивной соли. Поэтому в наших условиях антикоррозионная защита диска еще важнее – зачем же правильно тормозить, если обычные диски все равно быстро проржавеют до такой степени, что потребуют замены?
Антикоррозионное покрытие тормозных дисков не только предохраняет диск от ржавчины, но и продлевает срок службы других узлов: тормозных колодок и суппортов, а также ступицы колеса. Антикоррозионная стойкость тормозных дисков MEYLE PD подтверждена 240-часовыми испытаниями в соляном тумане, что соответствует нескольким годам эксплуатации среднестатистического автомобиля.
Обычный тормозной диск без покрытия | Оригинальный тормозной диск с покрытием | MEYLE PD (диск Platinum) |
Сильная ржавчина по всей поверхности | Сильная ржавчина вокруг отверстия, образование ржавчины на краях, диска, много белой ржавчины | Небольшое образование белой ржавчины, отдельные пятна ржавчины на поверхности и внутри отверстий |
Материал подготовлен международным маркетинговым агентством «AGV-Aftermarket»