X

Школа SUV: как по колее…

Успех форсирования глубокой колеи зависит от геометрических характеристик вашего проходимца.

А проще, чем больше дорожный просвет вездехода и чем короче свесы, тем дальше вам удастся забраться в покорении внедорожной стихии. Также очень важно наличие независимой подвески, то есть отсутствие неразрезных мостов. Желательно, чтобы при этом автомобиль был «обут» в какие-никакие внедорожные или хотя бы зубастые шины, и успех почти обеспечен. «Почти», потому что всегда присутствует элемент неожиданности и человеческий фактор. Глубокая яма в луже или резкая перегазовка там, где нужно было «шепотом», могут свести на нет все старания.

Вместе с Сергеем­ Волощенко, ведущим Первого Автомобильного канала, мы ведем новую рубрику, призванную помочь владельцам SUV’ов и внедорожников оценить истинный потенциал их машин. Раскрывать козыри полноприводной техники будем на примере обновленной Suzuki Grand Vitara с «честным» полным приводом, хотя и в версии с автоматической коробкой передач.

Если все же вы застряли, то первое правило – не стоит отчаиваться. Можно побороться, главное, адекватно оценить риск сесть намертво. Как только вы почувствовали, что продвижение остановилось, но машина проезжает назад-вперед буквально на пять сантиметров, самое время вспомнить о раскачке. Конечно, на автомобиле с механической КП данный прием дается проще. Но и на «автомате» это возможно, если АКП позволяет сменять переднюю и заднюю передачи без выжима тормоза.

Но если и это не помогает, советуем заглянуть в багажник. Там обязательно должны быть лопата и трос. Хорошо бы еще лебедка и бензопила. Но это в идеале. Итак, вооружаемся лопатой и откапываем колеса. Убираем песок или грунт из-под колес и рычагов подвески. Подкладывайте под колеса камни и ветки, найденные неподалеку. Что угодно, лишь бы дать им зацепиться. В крайнем случае на нестабильном грунте, пес­ке и снегу подойдут даже коврики из салона.

Если есть кому дернуть, то нужно помнить, что прочность троса на разрыв должна вдвое превышать вес вашего авто. При весе машины 1500 кг трос должен выдерживать ­минимум три тонны, чтобы не порваться при рывке. Иначе он может натворить много бед, особенно стальной.

Если вы решились влезть в колею, то помните, что из нее проще выпрыгнуть с разгона, найдя какой-нибудь выступ в «бордюре» колеи и резко вывернув колеса в сторону. Главное, чтобы вас при этом не развернуло поперек колеи. Сложные глубокие места можно преодолеть по верху колеи либо, максимально упершись в боковые ее стенки, постараться не рухнуть вниз. Grand Vitara хоть и обладает клиренсом в 200 мм, но многие лесные дороги имеют более глубокие канавы. Поэтому трезво оценивайте свои силы и берегите ваш внедоржник.

5 правил езды по колее:

1. Не стоит лезть в колею, которая априори глубже вашего клиренса. Потрудитесь хотя бы на глаз, а лучше подручным инструментом (палкой, лопатой, ботинком) измерить глубину канавы.

2. Глубокая колея преж­де всего экзаменует защищенность днища. Выпирающие части выхлопной системы и тонкие рычаги подвески страдают в первую очередь.

3. Влезть в колею значительно легче, чем из нее выбраться. Чтобы выскочить, следует разогнаться и резко вывернуть руль в сторону.

4. При необходимости можно приподнять автомобиль в колее, поддомкратив его и поставив на камни. Для улучшения  сцепления шин используйте доски. Но прежде чем подложить их под колеса, убедитесь, что в них нет гвоздей.

5. Правильно закреп­ляйте трос. Помните, что при обрыве крюки или шаклы способны пробить стекло автомобиля.

Как это сделано в Suzuki

У Suzuki мощные рычаги и защита. Банка глушителя упрятана между подвеской и бампером. За грунт внедорожник цепляется защитой мотора.

У Grand Vitara буксировочная проушина опущена вниз, и при резком рывке есть риск выгнуть ее назад.

Попробуйте чуть-чуть «раскачать» автомобиль. Благо у Grand Vitara передачи «автомата» переключаются без выжима педали ­тормоза.

Под колеса можно подкладыувать камни, доски или даже коврики из салона автомобиля. Главное, чтобы они были не очень маленькими.

Фото Андрея Яцуляка