Северный вояж: 6000 км один на один с Citroen C-Elysee
На нем в декабре в одиночку я отправился на север России в Республику Коми в город Ухта, где вовсю уже правила зима.
Готовясь к экспедиции я изрядно нервничал – попутчики, которые приглашались принять участие в проекте один за одним отказывались составить мне компанию. Причины назывались разные, но все они базировались на одном: север России – страшно. Действительно, режим поездки предполагал ряд сложностей – нужно было проехать маршрут Киев-Ухта-Киев, а это около 6000 км, всего за одну неделю. Температурный режим – от плюс 20С в Украине, до минус 300С в Коми. Мало того, около полутора тысяч километров приходились на заснеженные дороги севера, которые отличает еще и особенный рельеф – трасса петляет по сопкам. И все эти ожидаемые проблемы перекрывались еще одной существенной проблемой – неизвестность. Это особенно сильно настораживает людей. Так я и остался один на один с дизельным Citroen. Лучших условий для тестирования автомобиля не придумать – я должен был доверить свою безопасность и весь проект C-Elysee. И доверил. Без капельки сомнений, что меня может подвести техника. Тем более, что в представительстве Ситроен-Украина меня заверили в том, что в Росси действует программа «ассистанс» и в случае чего помогут. Сплюнем три раза.
Зимнее дизтопливо «Арктика» проверяют в реальных условиях – на Крайнем Севере
Зимнее ДТ «Арктика» протестировано – испытатели вернулись с Крайнего Севера
Поездка в Ухту: Ух, та еще поездка
Как говорилось ранее, на поездку была выделена неделя. Это с учетом прохождения границы, проезда московской кольцевой дороги, скользких северных дорог и полярной ночи, когда световой день заканчивается в час дня по киевскому времени.
Готовясь к низким температурам, вслед огромному ватному военному спальнику в багажник C-Elysee полетели цепи противоскольжения, лопата, буксировочный трос, антигель для ДТ, канистра с топливом и другие ненужные в быту «пересичного» автомобиля приспособления. Загружая автомобиль вещами, я с ужасом наблюдал, как огромный багажник и пол за передними сиденьями исчезает под баулами. У меня с собой были запасные теплые вещи, запасная фототехника, а также продукты питания – кто его знает, что может случится. Как говорится, надейся на лучшее, а готовься к худшему. В условиях одиночной поездки на север пришлось строго следовать жизненной поговорке. И кто ж знал, что лучшее и худшее в этой поездке будут идти практически в ногу.
Не первые впечатления от C-Elysee
Это второе дальнее путешествие в этом году, которое мне предстояло осуществить на французском седане. Первое было летом 2013 года. Тогда, составляя путеводитель по Украине, я накатал около 3000 км и остался крайне доволен, как круизерными навыками C-Elysee, так и скромный расходом топлива. Поэтому сейчас, выехав из Киева в сторону Москвы, я уже привычно занял удобное положение в замечательном водительском кресле, быстро добрался до пятой передачи и расслабился – впереди долгая дорога на север.
Уже в дороге пришлось решать вопросы, связанные с пополнением счета мобильного телефона, подключением роуминга и прочие организационные тонкости. В такие моменты я особенно кайфую от всяких современных штучек. Вот как не получать удовольствие от цепочки: подключение мобильного к медиа-системе автомобиля через Bluetooth, звонок в банк, клиентом котором я являюсь, с просьбой пополнить счет мобильного и провести операции со счетами, звонок оператору мобильной связи для активации роуминга и так далее. И все это в непринужденной обстановке по пути за приключениями.
Находясь на территории Украины, я мысленно был еще дома, поэтому хотелось побыстрей попасть в Россию. И вместо того, чтоб проходить границу на трассе Киев-Москва, я перед КПП повернул южнее и через села попал на менее популярный погран-переход. Меня предупреждали, что там дорога не очень хорошего качества. Однако привычное для глубинки покрытие C-Elysee преодолел очень здорово – сбито реагировал подвеской на неровности.
По территории России ехал уже ночью. Московская трасса страшно загружена и загажена – машина покрылась плотным слоем грязи. Я часто останавливался и протирал фары. О свете фар отдельно – они классно освещают дорогу. Мне приходилось часто ездить ночью на совершенно разных автомобилях, но фары C-Elysee самые лучшие из галогеновых. Это первый автомобиль, в котором я включал дальний свет только ради самого факта.
Бытовые проблемы дороги
Привыкнув путешествовать по Украине на автомобиле, отсутствие развитой инфраструктуры в России сильно удивило – редкие захудалые кафешки, неопрятные брендовые АЗС, неприветливый персонал. Даже вблизи Москвы на территориях АЗС грязно. Чем дальше от Москвы, тем меньше становилось каких-либо заведений. Выпить нормальный кофе стало большой редкостью. Все чаще на АЗС вместо кофе-машин стоят кофе-автоматы и предлагают растворимый напиток. При этом стоимость кофе эквивалентна 15-20 грн. Была проблема и с туалетами – у них на АЗС нормальный туалет большая редкость. А ближе к Ухте, так и туалет в принципе большая редкость.
Прием пищи – это еще одна серьезная проблема, у водителя и его пассажиров нет возможности выбора. Есть только кафе-столовые, в которых питаются все, начиная от дальнобойщиков заканчивая путниками на дорогих машинах. Стоит ли говорить, что в таких заведениях о вкусной и здоровой пище речь не идет. Там просто дают еду. При наплыве посетителей за одним столом могут обедать незнакомые люди. Расстояния между кафе может составлять сотни километров.
Зато в автомобиле у меня быт наладился очень быстро. Больше всего в дороге я нуждался в подпитке многочисленной аппаратуры – навигатор, телефон, фотоаппарат один, фотоаппарат второй, камера GoPro, пульт к камере – в общем все требовало зарядки. Быстрее всех разряжался пульт к камере и навигатор. Их и телефон я питал через USB-порт – как это удобно! То есть через него можно не только слушать музыку, но и заряжать тучу современных гаджетов. Остальная техника заряжалась от прикуривателя.
Крутые виражи
Условия для движения по зимним дорогам Коми крайне скромны. Так, десятки километров дорог имеют снежный отбойник, который усиливают трактористы после каждого снегопада. Из-за этого обочина практически отсутствует, а многочисленные фуры в укатанном в лед снегу сделали колеи. Поэтому любой разъезд с грузовиком – опасный маневр. Пытаясь сместиться от центра дороги, где в наглую идет фура, легковой автомобиль соскальзывает обратно в колею.
700-километровый участок от Кирова до Ухты самый экстремальный, самый красивый и самый приключенческий. Это самая длинная бобслейная трасса – дорога проложена по многочисленным сопкам, она петляет из стороны в сторону, имеет затяжные подъемы и в любой момент готова подсунуть крутой спуск. Это часы скользких и опасных маневров, сотни тесных разъездов со встречными грузовиками и обгоны сквозь облака снежной пыли. То и дело встречаются таблички, обращенные к водителям «впереди опасные повороты» или «впереди крутой спуск с последующим крутым поворотом». И действительно начинаешь снижать скорость и реагировать на малейшие изменения дорожной обстановки не только перед автомобилем, но и за несколько сотен метров.
Именно в условиях петляющих дорог Коми я окончательно и бесповоротно полюбил агрегатную пару – дизельный двигатель и коробку передач C-Elysee. Ну классно они везут! Ускорение в горку – пожалуйста, не напрягаясь. Торможение двигателям – давай. Расход топлива при глубоком минусе и на скачках по сопкам в 4,2 л/100 км – легко. Понятное дело, что так умеют многие дизельные моторы от других производителей. Однако, почему-то здесь и сейчас на севере, когда за бортом минус 250С, кромешная темнота, а вокруг суровые парни на грузовиках, я еду именно на C-Elysee!
Внимание на дорогу
Как я говорил ранее, лучшее и худшее в этой поездке шло в ногу. С одной стороны, у меня всегда был запас топлива, я не попадал в аварийные ситуации, не встречался с агрессией на дороге. С другой стороны, было несколько случаев, когда я находился на некотором расстоянии от серьезных неприятностей. Так первое ЧП случилось по дороге в Ухту в темное время суток. Впереди шла фура, от которой тянулся шлейф гари. У грузовика горело заднее колесо. Пришлось подать водителю сигналы дальним светом. Тушили колесо снегом в четыре руки. Благо сильно разгореться не успело. Молодой водитель поблагодарил и обыденно объявил, что сейчас будет разбираться в случившемся и в помощи не нуждается. На улице -250С.
На обратном пути концентрация происшествий усилилась – укатанную в лед трассу присыпало свежей порцией снега. В снежных отбойниках тут же стали «парковаться» лихачи на легковушках. Но это еще цветочки… Когда на пути в темноте показались огни аварийного сигнала, скорость была снижена. На дороге лежало трехметровое бревно. По-видимому, его потерял один из сотен лесовозов, которые здесь курсируют. Возле машины крутились люди, все у них было нормально. Понимая, что там, где упало одно бревно, может упасть еще одно, было принято решение держать скорость не более 50-60 км/ч. И не зря – на дороге метров через 500 в свете фар показалось еще несколько бревен. На большой скорости их безопасно объехать невозможно. Так и получилось, ВАЗ с тремя пассажирами вылетел в кювет, пробив снежный отбойник. Из машины стали появляться пассажиры. Все целы, но изрядно взволнованы. Говорят, бревно лежало аккурат поперек полосы.
Кульминацией стала классика – днем у встречного грузовика отвалилось левое колесо и покатилось по нашей полосе. Благо Citroen двигался на безопасной дистанции за фурой, которая и встречала колесо. Еще раз подтвердилось правило – лучше ехать чуть медленней и иметь перед собой щит из другого автомобиля.
Наши повреждения
За всю дорогу Citroen C-Elysee ни разу не попал в неприятную ситуацию. Самое большое происшествие – прилетевший маленький камень или колесный шип в лобовое стекло, оставивший после себя миниатюрный скол. Ни одного пробоя подвески, ни одного прокола колеса. В автомобиле было удобно находиться тысячи километров. Последний отрезок в 2600 км был пройден всего за 48 часов. При этом у меня не возникло дискомфорта – удобные сиденья, отличная эргономика. На этом автомобиле приятно путешествовать. А в купе с дизельным мотором и механической коробкой любые обгоны даются с легкостью.