Секреты работы автомобильных шпионов: Секретные материалы
Узнав о том, в каких условиях секретности работают эти люди, Джеймс Бонд ушел бы на пенсию, а Мата Хари – в монастырь кармелиток. Леди и джентльмены, разрешите представить вам автомобильных шпионов!
Узнав о том, в каких условиях секретности работают эти люди, Джеймс Бонд ушел бы на пенсию, а Мата Хари – в монастырь кармелиток. Леди и джентльмены, разрешите представить вам автомобильных шпионов! |
Каждую зиму в той части Скандинавии, где поголовье лосей на порядок превосходит численность населения, происходят странные вещи. С высоты птичьего полета это выглядит так: на огромных, окруженных лесом белых полянах туда-сюда хаотично снуют маленькие черные жучки. При ближайшем рассмотрении поляны оказываются замерзшими озерами, а жучки – закамуфлированными автомобилями. Но как ни старайся, все равно не увидишь еще одних участников этого действа – притаившихся за деревьями фотошпионов…
Джерри вдали от Тома
Именно поэтому путешествие, которое мне предстоит, поистине уникально. Я еду за Полярный круг, в гости к человеку, который в определенных кругах известен под именем Джерри Шпион (впрочем, вряд ли Джерри – его настоящее имя; скорее, это прозвище, позаимствованное у героя известного мультсериала). Люди, знающие этого «автопапарацци», характеризуют его как человека, которому один снимок закамуфлированного новейшего внедорожника любой марки доставит гораздо больше удовольствия, чем трехдневная фотосессия с Наоми Кэмпбелл у ее бассейна.
По поводу нашей встречи я получил четкие инструкции. Мне строго-настрого запрещено лететь прямиком в ближайший к месту нашей встречи аэропорт. Поскольку им пользуются преимущественно тестовые бригады инженеров и водителей, появиться там с фотоаппаратом и ноутбуком – все равно что прицепить на грудь табличку «Я автошпион – не бейте меня слишком сильно!». Вместо этого я приземляюсь едва ли не на другом конце страны, нанимаю машину и добираюсь к месту встречи на ней.
Кстати, в этом есть и дополнительная выгода. Джерри проводит в Лапландии третью зиму, и если благодаря тщательной конспирации в лицо его не знают, то красный «Гольф» с тонированными стеклами, похоже, пора менять. «Спалились колеса», как сказал бы Данила Багров. Поэтому Джерри с радостью пользуется возможностью «поработать» на арендованном мною Volvo.
Законы жанра
И вот мы разъезжаем по маленькому городку (извините, но я не сообщу его названия) туда-сюда, так как сидеть сиднем в припаркованной машине было бы безумием. Джерри держит камеру на коленях – так, чтобы ее не было видно с улицы – и излагает мне свой план действий. Мы стараемся поймать тестируемые машины в тот момент, когда они будут следовать по маршруту база – заправка – тестовая трасса. «Частенько, – рассказывает мой спутник, – автопроизводители высылают вперед своего рода «дозоры»: убедиться, что на нужной им дороге нет посторонних подозрительных машин. Вот почему Бренда (имеется в виду американка Бренда Придди, единственная женщина в этом сумасшедшем бизнесе – прим. автора) чаще всего гуляет пешком, причем берет с собой свою маленькую дочь. Так она практически не вызывает подозрений…».
«Получить хорошие фотографии очень тяжело, – продолжает Джерри. – Производители не останавливаются ни перед чем, лишь бы сохранить свои машины в тайне. Например, они могут выкупить определенный кусок земли – просто чтобы спилить удобное для наблюдения дерево. Но поверь мне, никто не сравнится с Volkswagen, у которых есть четкий приказ – никогда не тестировать машины в светлое время суток».
Пока что нам не везет – единственной достойной упоминания встречей была колонна внедорожников разных марок. «Это все ребята из BMW, – авторитетно заявляет Джерри. – Собирают автомобили конкурентов и изучают их поведение на льду». Меня поражает умение моего спутника моментально определить, насколько интересна с точки зрения шпионажа та или иная машина. С расстояния около 100 метров он способен определить, что перед нами – абсолютно новый прототип, спрятанный под кузовом другой модели, или известный автомобиль, который планируют подвергнуть небольшому рестайлингу.
У моего спутника звонит мобильный телефон. Судя по реакции, это его босс, владелец немецкого фотоагентства Automedia по прозвищу Мистер Си (интервью с ним мне еще предстоит). Поговорив, Джерри прячет трубку и удивленно присвистывает. «Мистеру Си известно все, – говорит он. – Он знает, где мы с тобой вчера ездили и даже где парковались. Однозначно, кто-то здесь все время следит за мной…».
Великий конспиратор
Наше патрулирование продолжается еще несколько дней. За это время я успеваю узнать о жизни моего «экскурсовода» очень много. Несмотря на то, что он не делает ничего противозаконного, уровень конспирации Джерри Шпиона заставил бы Владимира Ильича Ленина и его соратников по партии почувствовать себя детьми. Чтобы не привлекать внимания, ему пришлось снять домик на отшибе – при этом он был вынужден назваться сотрудником одной из автомобильных компаний. Ему приходится избегать популярных кафе и ресторанов; гамбургеры и картошка фри – вот его «деликатесы». За все покупки Джерри расплачивается наличными – пользоваться кредитной карточкой ему запрещено, так как по ней можно узнать его настоящее имя. «Мне очень одиноко здесь, – жалуется Джерри. – Я никуда не хожу, у меня нет подруги, знакомых, коллег; и похоже, мой дом – единственное место в Скандинавии, где нет телевизора». Появляясь на публике, он старается поменьше разговаривать – ведь по его произношению можно догадаться, откуда он родом. Для Джерри важно, чтобы его принимали за местного жителя.
Честно говоря, постоянно находясь в таком напряжении, недолго и параноиком стать. «Запросто, – соглашается со мной Джерри. – Как-то раз я отнес пленки в ателье, но они сказали, что выполнят заказ только утром. И я просидел всю ночь на морозе, наблюдая, чтобы в ателье не зашел кто-то из конкурентов – таких же шпионов, как и я».
Вдруг Джерри обрывает речь на полуслове, показывает куда-то вперед и кричит: «Поехали! Быстрее, быстрее! Вон новый Range Rover – он направляется к озеру. Мы должны его обогнать и сфотографировать со всех сторон!». Чувствуя себя попеременно то Микой Хаккиненом, то Петером Солбергом, я вписываюсь в повороты заснеженной дороги, а про себя обещаю непременно выпить за здоровье человека, придумавшего ABS.
Но вот работа сделана. Мы сворачиваем на проселок и замедляем ход; Range Rover же продолжает свой путь к озеру. Джерри доволен – нам явно попалась крупная рыба. Теперь он должен проявить пленку, отсканировать снимки и как можно быстрее, чтобы опередить конкурентов, отправить их Мистеру Си. «А что, много народу варится в твоем бизнесе?» – интересуюсь я. «Только здесь, параллельно со мной, работает еще человек пять. А ведь есть и другие трассы…».
Неистребимые шпионы
Но вот и все – пора расставаться. Возвращаюсь к цивилизации – снова через полстраны на автомобиле, а дальше самолетом. Но в течение всего пути в голове звучат слова Джерри, сказанные им на прощание: «Эта игра в «кошки-мышки» будет длиться до тех пор, пока существуют автомобили и фотоаппараты…».
Мистер Си: «У меня информаторов нет» | |
| |