На ежегодной выставке антикварных и исторических автомобилей Retromobile 2019, которая открылась сегодня в Париже, компания Renault представила экспозицию своих спортивных и «гражданских» моделей, посвященных теме турбомоторов.
В экспозиции французской компании будут представлены легендарные автомобили Renault, оснащенные турбированными моторами. В этом году компания отмечает 40-летие своей первой победы в Формуле 1, которая была завоевана на болиде с турбонаддувом.
Выставка является хорошей возможностью открыть для себя интересные исторические факты и важную роль компании Renault в популяризации и использовании турбонаддува не только в гонках Формулы 1, но и реализации спортивных технологий в серийных автомобилях на протяжении нескольких десятилетий.
В компании Renault всегда рассматривали автоспорт и Формулу 1, как отличную творческую лабораторию и возможность продемонстрировать свои know-how. Помимо страсти Renault к спортивным состязаниям и вкуса к победам, автоспорт является отличной возможностью для разработки передовых технологий, которые, в той или иной степени, становятся залогом успеха серийных автомобилей.
С 1977 года, когда компания Renault стала важным игроком в Формуле 1, она знакома фанам автоспорта не только благодаря чемпионским титулам, но и своими инновационными решениями, которые использовались в болидах и привели к успехам. Все началось со знаменитого турбомотора V6, который дебютировал на болиде Renault RS01 и произвел революцию для своего времени. Успех пришел вопреки первоначальному скептическому отношению. 1 июля 1979 года стала поворотным моментом в истории турбомоторов, когда Жан-Пьер Жабуй стал победителем Гран При Франции на Renault RS01 на трассе Дижон-Пренуа и принес компании Renault первую победу в чемпионате мира Формулы 1. Рене Арну на втором болиде Renault уступил на финише лишь доли секунд Жилю Вильневу на Ferrari 312T, который занял второе место на подиуме.
Это был грандиозный успех команды Rеnault. Впервые 1,5-литровый турбированный мотор одержал триумфальную победу над 3-литровыми атмосферными конкурентами в гонке высшего уровня. Гран При Франции 1979 года стали первой в длинной серии триумфов Renault, которая насчитывает 177 побед и 507 подиумов в качестве поставщика двигателей и шасси.
Наследием этой важной инновации, совершившей революцию в Формуле 1, стало возвращение турбированных двигателей в Формулу 1 в 2014 году. Это достижение в очередной раз подтверждает дальновидность конструкторов Rеnault. Принимая вызов нового регламента, Renault использовала весь свой опыт в качестве поставщика двигателей Формулы 1 для дальнейших технологических свершений. Инновации – главное преимущество серийных моделей марки на протяжении вот уже 40 лет.
Улучшение показателей двигателя за счет оптимизации количества нагнетаемого в цилиндры воздуха – не новая идея. Принцип работы нагнетателя, который впоследствии стал основой развития технологии турбонаддува, был описан в 1902 году Луи Рено. 117 лет назад Рено получил патент под названием «Увеличение давления газа в цилиндре с помощью вентилятора или маленького компрессора».
После Второй мировой войны, компрессоры и турбогнетатели, надежность которых существенно выросла, стали широко использоваться в больших дизельных моторах на локомотивах и тяжелой техники. В двигателях Rеnault турбонаддув появился в начале 70-х годов прошлого века.
Гоночное купе Alpine A110 раллийной группы 5 было оснащено турбированным мотором в 1972 году. В том же году, несмотря даже на «турбояму», Жан-Люк Терье одержал победу на одном из этапов раллийного чемпионата Франции.
Продолжением успеха турбомоторов в гонках стали победы на чемпионатах на выносливость, когда в 1975 году на трассы вышел спортпрототип Renault-Alpine A441T, и последовавшие затем модели A442, A442B и A443. Знаменательным событием стала победа экипажа Дидье Пирони и Жана-Пьера Жюссо на Renault-Alpine A442B в легендарных «24 Часах Ле-Мана» в 1978 году.
Турбокомпрессор сегодня используется на большинстве серийных автомобилей Rеnault в соответствии с современной тенденцией к уменьшению объемов моторов. Оснащение двигателя турбонагнетателем позволяет уменьшить объем двигателя при увеличении его мощности, а также снизить расход топлива и вредные выбросы в атмосферу.