X

Робот человеку друг

Похоже, производство автомобилей вскоре будет обходиться без людей. Например, на заводе Kia в Словакии уже сейчас весь кузов машины сваривают роботы.

Похоже, производство автомобилей вскоре будет обходиться без людей. Например, на заводе Kia в Словакии уже сейчас весь кузов машины сваривают роботы.

Похоже, производство автомобилей вскоре будет обходиться без людей. Например, на заводе Kia в Словакии уже сейчас весь кузов машины сваривают роботы.

Новый автозавод Kia, что возле города Жилина в Словакии, – самое молодое и одно из наиболее современных автосборочных предприятий в Европе. Его официальное открытие состоялось 24 апреля 2007 г., хотя первая продукция сошла с конвейера еще прошлым летом. В чистом поле, под красивейшими горами, корейцы за полтора года соорудили завод, вложив в него более миллиарда евро. И хотя внешне строения напоминают складские помещения, внутри размещено высокотехнологичное производство автомобилей и двигателей.

Люди, где вы?

Войдя в один из цехов предприятия, ощущаешь какую-то нереальность происходящего. Первая мысль – я попал на съемки очередной части фильма «Матрица». На огромной территории, разделенной сетчатой оградой на несколько зон, совершает свои замысловатые манипуляции целая армия роботов. Своими щупальцами каждый берет какую-то деталь, разворачивает ее, как бы рассматривая, а затем прикладывает к верстаку, чтобы другой робот ее приварил. Потом деталь передается в другие «руки», и операция повторяется до тех пор, пока из набора железок не получится узнаваемая деталь – каркас кузова, дверь или крышка багажника. Так выглядит процесс производства в полностью автоматизированном цеху сварки кузовов, где «трудятся» 310 роботов. Правда, в отличие от «киношного мира», их контролируют люди, причем всего несколько человек.

Другие участки автоматизированы не полностью, но все же довольно значительно. Например, в цеху штамповки ручной работы тоже немного, хотя все выглядит не настолько фантастично. Здесь роботы делают свое дело не так заметно, но не менее эффективно – из-под двух прессовочных линий выходит около 60 разновидностей кузовных панелей. Готовые детали проверяются специальной оптической трехмерной системой, позволяющей выявить даже минимальные дефекты на поверхности. Почти полсотни роботов задействованы в покраске кузовов, но журналистов на этот участок не пускают. И дело даже не в секретности, а в особых требованиях к соблюдению чистоты процесса производства.

Люди здесь!

Самый трудоемкий участок на любом автомобильном заводе – сборочный конвейер. Но и здесь ручной работой не злоупотребляют. На сборке задействованы всего 550 человек, а роботам поручили операции, требующие особой точности или недюжинной силы. Например, огромный манипулятор прямо на конвейере монтирует в машину торпедо, а чуть дальше несколько роботов слаженно клеят на автомобиль лобовое и заднее стекла.

Где действительно работает много людей – так это на этапе проверки готовой продукции. Хотя высоким уровнем роботизации гарантируется высочайший уровень качества (ведь машина не ошибается, она может только выйти из строя), проверка качества выполняется на всех этапах производства, и особенно тщательно – на заключительном. Каждый специалист отвечает за свой участок работы и делает отметки в паспорте машины. А два из каждых 100 выпущенных автомобилей проверяются «по особой программе», включая ходовые испытания.

Зачем так много роботов?

Итак, уровень роботизации на заводе Kia в Словакии действительно впечатляет. Внедрение автоматических линий дает производителю несколько преимуществ. Кроме экономии на заработной плате, которая в Словакии по европейским меркам не очень высока (около 800 евро в месяц), роботизация дает уверенность в высоком и постоянном качестве продукции. Ведь, чтобы закрепиться на европейском рынке, Kia приходится соответствовать или даже опережать требования местных потребителей. Например, на выпускаемую здесь модель cee`d в Старом Свете дается гарантия в 7 лет или 150 тыс. км. Еще одно преимущество автоматизации – значительная гибкость производства. Пока на заводе собирается только одна модель – пятидверный хэтчбек cee`d, но уже в текущем году здесь запустят «трехдверку» и универсал, а также Sportage и, возможно, еще одну, пока еще «секретную» модель. И если на заводах с большей долей человеческого труда для каждой модели приходится перестраивать или переоборудовать некоторые цеха, то данное оборудование легко перенастроить на выпуск семи различных автомобилей.

Таким образом, на предприятии в Жилине, где в три смены трудятся 400 роботов и 3000 человек (штат доукомплектуют к 2010 году, когда выйдут на проектную мощность в 300 тысяч машин ежегодно), будет сходить с конвейера один автомобиль в минуту. Причем на каждого работающего здесь человека будет выпускаться по 100 автомобилей в год*. Ведь большую часть операций выполняют роботы…

* Для примера: на заводе FSO в Польше, выпускающем автомобили Lanos (см. «АЦ» № 50 за 2006 г.), продуктивность составляет 22,6 автомобиля на одного работника (данные за IV кв. 2006 г.)

3 линии, 4 мотора

Кроме сборки автомобилей, на заводе Kia Motors Slovakia налажено производство двигателей. Здесь выпускают 4 мотора – два бензиновых объемом 1,4 и 1,6 литра и два дизельных – 1,6 и 2,0 литра. Эти силовые агрегаты будут устанавливаться на все модификации cee`d, а позже – и на Hyundai i30. Проектная мощность моторного завода – 300 тысяч единиц. Производство двигателей состоит из трех линий, на которых производят блоки цилиндров, головки блоков и распредвалы. Производственные линии приспособлены для переналадки, что позволяет быстро изменять номенклатуру производимых моторов.

Kia Motors Slovakia

Закладка первого камня – апрель 2004 г.
Начало строительства – октябрь 2004 г.
Окончание строительства – декабрь 2005 г.
Начало испытательного производства – лето 2006 г.
Начало серийного производства – декабрь 2006 г.
Занято – около 3 тыс.чел. и 400 роботов.
Продукция и мощность предприятия 300000 автомобилей в год, 3 модели автомобилей (теоретически – 7 моделей), 4 модели двигателей.
Площадь территории – 166 га.
Площадь производственных помещений – 16,3 га.
Инвестиции – 1 миллиард евро.

300+300=лидерство?

Автозавод Kia в Словакии мощностью 300 тысяч автомобилей в год только выходит на проектную мощность, а рядом, в сотне километров, концерн Hyundai-Kia Automotive Group начинает закладку аналогичного предприятия в Чехии. Оно тоже рассчитано на 300 тысяч легковушек в год, причем спроектировано под выпуск модели, построенной на той же платформе, что и Kia cee`d – Hyundai i30. Зачем корейскому автогиганту строить рядом два аналогичных предприятия? Неужели нельзя соорудить одно, но более мощное? Ответ на этот вопрос следует искать в стратегии развития концерна в Европе. При нынешнем объеме производства в 3,8 миллиона автомобилей планируется уже в 2010-м довести его до 5 миллионов. Свое развитие корейцы видят в строительстве новых заводов на зарубежных рынках. Так, только Kia при существующих семи заводах будет возводить второй завод в Китае и еще один – в США. Кстати, мощность обоих предприятий составит по 300 тыс. единиц в год. Скорее всего, именно такой объем производства является наиболее рентабельным, обеспечивающим наилучшие экономические показатели. К тому же такие роботизированные предприятия, как в Жилине, легко перепрофилировать на выпуск других моделей. Что касается двух схожих автомобилей одного концерна в С-классе, то эта стратегия давно реализуется, причем довольно успешно. Даже сейчас у каждой из марок уже есть по одной модели в данном сегменте – Kia Cerato и Hyundai Elantra. Но главную ставку в борьбе за европейского потребителя корейцы сделают на модели, спроектированные и выпускаемые в Европе – cee`d и i30. А с учетом того, что лидеры рынка в Европе – VW Golf и Opel Astra – уже не первой свежести, шансы у корейцев есть…

Европеец – значит футболист

На заводе в Жилине выпускают автомобиль, который корейцы называют «европейский для европейцев» – Kia cee`d. Его дизайн создавался в европейском отделении компании в Рюссельхайме (Германия), а производство, как и большинства комплектующих, налажено в Словакии. При доводке модели использовано 100 прототипов, испытывавшихся в различных климатических условиях Европы – от Скандинавии до юга Италии. Наконец, машина самого популярного в Европе С-класса будет выпускаться в трех наиболее популярных кузовах – 3- и 5-дверный хэтчбеки и универсал. Существует проект кабриолета, а планов по созданию седана нет. Автомобиль станет официальной машиной Чемпионата Европы по футболу Евро-2008 в Швейцарии и Австрии.

Сергей Матусяк
Фото автора и Kia Motors

Редакция благодарит компанию «Киа Моторс Украина» за помощь в организации поездки