Пятнадцать вопросов о заторах в Киеве
Во время проведенной вчера в Киеве встречи с командой, которая воплощает в жизнь сервис Яндекс.Пробки, едва ли не самой емкой частью общения стала сессия вопросов и ответов от украинских журналистов и экспертов в сфере интернет-проектов и дорожного движения. Побывавшие на мероприятии журналисты «Автоцентра» делятся наиболее интересными фрагментами беседы, которую от имени московской штаб-квартиры Яндекса вели менеджер Евгений Гребенников и аналитик Леонид Медников.
– Сколько у сервиса Яндекс.Пробки «информаторов» – пользователей, которые сами посылают вам сигналы о характере своего движения, на основе которых вы и строите вашу картину городского трафика?
– Аудитория мобильного приложения Яндекс.Карты составляет более 1,5 миллиона уникальных пользователей в месяц, и не менее у 80% из них телефоны оснащены GPS, т.е. они потенциально могут передавать нам информацию о своем местоположении. Их данные – это наша база, основной источник информации о движении автомобилей по улицам.
– А если окажется так, что их числа в каком-то, скажем, малопопулярном, направлении окажется недостаточно?
– Это в той или иной мере может повлиять на точность отображения. Могу добавить, что rроме данных от пользователей мобильных Яндекс.Карт, мы также используем информацию от наших локальных партнеров. В большинстве случаев это компании с большим автопарком.
– Сколько же мегабайт интернет-трафика съедает телефон, подключенный к мобильному сервису Яндекс.Пробки?
– Алгоритм приема и отправки телефонных пакетных сообщений очень гибкий, зависит от многих факторов – срока пользования сервисом, масштабирования карты, района движения, интенсивности уличного трафика и т.п. В первую неделю пользования требуется более интенсивный обмен информацией, позже в среднем за час работы мобильного приложения Яндекс.Карты, частью которого является сервис Яндекс.Пробки, получается порядка 300-500 килобайт. Поскольку приложение включают время от времени, в месяц у среднего пользователя набегает порядка 2 мегабайт. Кстати, в России два оператора сотовой сети – МТС и «Мегафон» – не берут с пользователей плату за интернет-трафик, связанный с «пробочным» сервисом. Мы предложили подобную форму мобильным операторам в Украине, но ответа пока не получили.
– Как часто телефон с активированным приложением Яндекс.Пробки выходит в интернет? Насколько велик расход энергии его батареи?
– Обмен информацией происходит автоматически, без участия водителя. Данные передаются раз в несколько секунд, но их объем невелик. Более того, чтобы «экономить» трафик пользователя, информация передается в сжатом виде. Что же касается расхода батареи – при разработке приложения мы уделяем особое внимание тому, чтобы во время работы приложения заряд батареи расходовался как можно бережнее.
– Какая задержка между изменением ситуации на дорогах и ее обновлением на экране?
– С технической точки зрения требуется порядка 2 минут для обновления картинки на экране мобильного телефона, и 4 минуты – на экране компьютера. Но есть и другая сторона: если случилось так, что по данной улице двигается мало наших пользователей, которые одновременно являются для нас и поставщиками информации о трафике, то более свежая картинка появится на экране через больший период.
– Почему «украинские» карты Яндекса иногда обновляются с задержкой?
– Мы покупаем карты у официальных разработчиков, которые, возможно, не всегда успевают за изменениями в организации дорожного движения в Украине.
– Почему в Украине Яндекс.Пробки не показывает места, где случилось ДТП?
– На веб-сервисе сведения о ДТП отображаются только для Санкт-Петербурга, потому что там у нас есть надежный поставщик такой информации. Если найдем такого партнера в Киеве или другом украинском городе, сделаем и для этого города. А пока что у пользователей мобильного предложения Яндекс.Карты есть возможность самостоятельно отмечать на картах места ДТП, посты ГАИ, ремонтные работы и т.п.
– Нет ли у вас возможности заранее отображать на карте улицы и перекрестки, которые перекрывают для проезда VIP-персон?
– Информации о перемещении VIP-персон и связанных с этим перекрытиях улиц у нас нет. Но если поставщики передали нам достоверные данные о плановых перекрытиях вследствие дорожных работ или праздников, мы отмечаем их на карте.
– Не было ли у вас планов на основе ваших, накопленных за годы данных, построить готовую модель реорганизации дорожного движения и предложить ее государственным службам для улучшения ситуации на дорогах?
-Если со стороны хоть одной службы будет такое желание, конечно же, мы всегда готовы помочь, поучаствовать в разработке тех или иных проектов.
– Нет ли у вас идеи каким-либо образом мониторить наличие мест на городских парковках, чтобы также отображать их на ваших картах?
– Некоторые наработки по российским городам в этом плане есть, технически это не так уж сложно реализовать. Но, к сожалению, парковочные службы не всегда рады идти на подобное сотрудничество. Пока мы можем лишь так ответить на этот вопрос.
– Что вы скажете о возможностях прогнозирования пробок и отображении прогнозов на карте?
– Мы работаем в этом направлении. В упрощенном виде эта функция у нас есть даже сегодня – функция Пробки.Обычно показывает типичную для данного момента времени и места картину.
– Ваши уличные камеры в Киеве развешены не всегда рационально. ВЫ не думали подкорректировать их размещение?
– Камеры в Киеве (сейчас их более 80) принадлежат нашим партнерам. В дальнейшем мы планируем увеличить число камер на Яндекс.Картах, и тут для нас очень важно мнение пользователей – в каких точках Киева, по их мнению, еще не хватает "прямой трансляции". Будем благодарны за такие отзывы – мы их тщательно собираем и ориентируемся на них. Всего мы используем 300 камер – в Киеве, Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге.
– Можно ли использовать вашу информацию о пробках в сервисе RDS TMS, который используют некоторые GPS-навигаторы?
– В принципе, да. Тем более, в России есть три оператора подобного сервиса. Но у них несколько иной принцип деления местности на фрагменты – участки улиц они берут длиннее, чем мы. И если нашу информацию загнать в TMS, точность будет заведомо хуже. Кстати, с некоторыми GPS-навигаторами мы сотрудничаем, но не на основе TMS.
– Чтобы превратить телефон с приложением МЯК в портативный навигатор, не хватает только голосового сопровождения. Почему бы вам не сделать его?
– Карты городов, которые мы используем – покупные, по условиям соглашения нам нельзя применять их для навигаторов. Это касается и голосового сопровождения при маршрутизации. Хотя технически это было бы возможно.
– Как получилось, что сервис Яндекс.Пробки бесплатный для пользователей?
– Во-первых, все сервисы Яндекса абсолютно бесплатны для пользователей, основной доход мы получаем от контекстной рекламы на страницах с результатами поиска. Во-вторых, у нас нет задачи монетизировать каждый сервис в отдельности, и Яндекс.Пробки в частности. Мы рассчитываем, что если пользователю Пробок у нас понравится, он попробует и другие сервисы Яндекса, в том числе и наш Поиск.
.