X

Пробуждение дракона

Нынешний автосалон в Шанхае продемонстрировал не только огромный потенциал китайских автопроизводителей, но и серьезные изменения, произошедшие в отрасли за последние два года.

Нынешний автосалон в Шанхае продемонстрировал не только огромный потенциал китайских автопроизводителей, но и серьезные изменения, произошедшие в отрасли за последние два года.

Нынешний автосалон в Шанхае продемонстрировал не только огромный потенциал китайских автопроизводителей, но и серьезные изменения, произошедшие в отрасли за последние два года.

Mировой кризис внес своикоррективы, и теперь производители сконцентрировали внимание на Китае, который благодаря планово-рыночной экономике и огромным внутренним ресурсам вышел на первое место в мире по продажам и производству авто.

Накануне международной выставки в Шанхае китайские компании обнародовали планы на нынешний год, и отдельные цифры выглядят весьма амбициозно. Например, в Geely ожидают в нынешнем году увеличения продаж своих авто на 25% (возможно, в том числе и за счет приобретения некоторых мировых брендов), а в Dongfeng-Yueda-KIA – на 30%. Компания BYD планирует реализовать на внутреннем рынке 400 тысяч автомобилей, что вдвое превысит продажи минувшего года. В целом китайский рынок в нынешнем году должен преодолеть десятимиллионный рубеж!

В прошлом году на мировых рынках наблюдалось резкое снижение продаж, а в Китае прирост составил 6,7%, годовые же продажи достигли 9,38 млн. автомобилей. В нынешнем году тенденция сохраняется – по итогам января в Поднебесной было реализовано 735500 авто, в то время как в США эта цифра составила 656900 машин.

Независимые китайские автопроизводители с помощью правительства надеются существенно укрепить свои позиции и потеснить на рынке продукцию совместных предприятий. 20 марта был обнародован государственный «План изменений и обновлений автомобильной промышленности». В частности, он предполагает всестороннюю трехлетнюю поддержку независимых производителей, а также создание инвестиционного фонда в размере 10 млрд. юаней ($1,5 млрд.) на разработку новых технологий и использование альтернативных видов топлива. Аналитики подчеркивают важность государственной поддержки для индивидуальных автопроизводителей, так как их основная продукция – бюджетные модели. Четыре ведущих независимых производителя – BYD, Chery, Geely и Great Wall планируют суммарно продать в этом году 1,25 млн. автомобилей. Причем на рынок выведут 43 новые модели, которые можно было увидеть на выставке в Шанхае. Интересно, что в нынешнем году такие компании, как Chery и Geely представили новые бренды. У Chery – это Riich, Rely и Karry, а у Geely – Gleagle, Emgrand и Shanghai Englon.

За последние годы китайский автопром прошел несколько этапов. Первоначально тщательно копировалась продукция западных фирм, причем подобные модели встречаются в гамме местных компаний до сих пор. Спустя некоторое время начался период активного сотрудничества с западными компаниями, с именитыми европейскими кузовными ателье. Сегодня мы наблюдаем начало нового этапа – накопленный опыт используется для создания собственных конструкций и дизайна, в том числе в области высоких технологий и гибридных силовых установок. Подобная модель поддержки автопрома уже успешно опробована в Японии и Южной Корее, в результате чего на их внутренних рынках доля импортных машин минимальна. Государственная поддержка возможно повысит и качество выпускаемых в Китае автомобилей, а затем вероятно начнется активная экспансия на внешние рынки. Некоторые из брендов представлены и в Украине, поэтому вполне возможно, что ряд новинок скоро станет доступными отечественным потребителям.

Концептуальный электромобиль Geely Gleagle EK-2 способен преодолеть на одной зарядке литий-ионных батарей 180 км и разгоняется до 150 км/ч.

Дизайн прототипа Geely Gleagle GC 515-RV разработан Фабрицио Джуджаро и адаптирован ко вкусам европейцев.

У трехместного концепта Geely Gleagle IG кузов из углепластика, капот из солнечных батарей и электропривод.

Мини-кроссовер Geely Gleagle GX313, созданный на базе компактной серийной модели Geely Panda, начнут выпускать в ноябре нынешнего года на заводе в Линхае.

Geely GE – это классический лимузин с перегородкой в салоне, отделяющей водителя и переднего пассажира от VIP-персоны, располагающейся в роскошном кресле сзади.

Geely Emgrand EC825 – новый люксовый седан С-класса – имеет богатое базовое оснащение. Старт производства намечен на декабрь.

Cерийный хэтчбек Chery Riich M1 претендует на 1-е место по популярности на китайском рынке. Под капотом – 1,3-литровый бензиновый мотор (83 л. с.).

Прошлогодний концепт Geely GT постепенно приближается к серийной ипостаси.

В семействе микролитражек Chery QQ появилась концептуальная версия QQme с 1,3-литровым 84-сильным мотором.

Кроссовер Rely (премиум-бренд Chery) X5 получил 2,0-литровый (170 л. с.) мотор и облик очень экстравагантный облик.

Концепт Great Wall Hover H7 оснащен 3,0-литровым V6, 6-ступенчатым «автоматом» и постоянным полным приводом. 4-местная машина «нафарширована» электроникой, а вместо зеркал установлены камеры.

Great Wall Hover подвергся серьезному рестайлингу, получил новый салон и индекс H5 в названии. Под капотом – 2,4-литровый 136-сильный (+10 л. с.) мотор и 5-ступенчатая механическая КП.

Компания Chang’An Motors (бренд Chana) удивила элегантным прототипом среднеразмерного седана CD101. Технические подробности интересной машины пока не разглашаются.

Пятиметровый концепт Great Wall CHC 011 – прообраз представительского седана марки. Салон машины напоминает корабль пришельцев, а вот техническая начинка вполне «земная» – 3,0-литровый V6 и 6-ступенчатый «автомат».

Электрический концепт-кар Great Wall Kulla на литий-ионных батареях. Заявленный пробег без подзарядки – около 160 км. Электромотор мощностью 50 кВт позволяет разгоняться до максимальной скорости 130 км/ч.

У прототипа Chana e301 Concept свежий лаконичный дизайн. Трехместный гибридный кроссовер отличается дверями типа «крыло чайки» и асимметричным салоном.

Дизайн концепта Brilliance EV выполнен на уровне лучших мировых образцов. Оригинальный компактвен может оснащаться одним или сразу двумя электромоторами (22+47 кВт).

Прототип крупного (длина 4720 мм) переднеприводного седана Dongfeng Tai-Concept D завораживал синевой своей эффектной фронтальной оптики.

Сами китайцы считают, что их Dongfeng EQ2050 превосходит свой легендарный прообраз Hummer по 12-ти из 15 показателей! С 2007 года эта машина находится на вооружении армии Поднебесной.

Еще один электрический «лилипут» (длина всего 2999 мм) Dongfeng I-Car имеет запас хода более 60 км.

Новый кроссовер Landwind X8 напоминает сразу несколько японских моделей. Старт продаж в Китае намечен на вторую половину этого года.

Опытный 2-местный электромобиль Haima Me EV с бесщеточным мотором. При полной зарядке литий-ионных батарей запас хода – до 190 км.

Porsche Cayenne по-китайски: 4,8-метровый прототип люксового кроссовера FAW SUV на огромных 22-дюймовых дисках с шинами 295/40. Клиренс – 221 мм.

Концептуальный спорткар S11-460h создан китайской инжиниринговой компанией TJ Innova. За сиденьями водителя и единственного пассажира скрывается 2,4-литровый бензиновый мотор.

Europestar Jingyue выпускается СП Youngman Auto и Lotus Engineering и представляет собой рестайлинговую версию малазийского Proton GEN-2.

Концептуальный 4,5-метровый седан FAW TFC-A1 планируют оснащать 1,6- и 1,8-литровыми бензиновыми моторами.

Конструкция гибридного седана JAC C20 довольно проста: используются бензиновый двигатель и «навесной» стартер-генератор с ременным приводом (BSG).

Опыт производства Toyota Prius для китайского рынка компания FAW применила при создании собственной гибридной модели B50 HEV.

Гибридная силовая установка (суммарной мощностью 125 кВт) увеличивает стоимость стандартного седана BYD F6 на 6 тыс. долларов.

Вслед за седаном Brilliance BS6 гибридной модификацией обзавелся меньший универсал BS4 Wagon. Как и в первом случае, машина пока еще не серийная.

У Dongfeng S30 BSG Hybrid 1,6-литровый бензиновый мотор (106 л. с.) и стартер-генератор, обеспечивающий 10% экономии топлива.

Roewe 750 Fuel Cell EV на водородных топливных элементах создан совместно с GM и Delphi. В движение машину приводит электромотор (55 кВт). Запас хода – 230–320 км.

Riich M1 EV двигается благодаря 30-киловаттному электромотору и комплекту литий-ионных батарей.

Changfeng CS7 Hybrid оснащен 1,3-литровым мотором, двумя электромоторами мощностью 10 и 30 кВт, литий-ионными батареями, обеспечивающими пробег до 50 км.

Chery А3 1.3 ISG оснащен 1,3-литровым бензомотором и стартер-генератором мощностью 10 кВт.

 

В поисках альтернативы

Последние тенденции автосалонов в Женеве, Детройте, Франкфурте и т. д. говорят о том, что мир автомобилей вошел в новую фазу развития, направленную на создание экологически чистых машин – гибридов, электромобилей. В Старом и Новом Свете они до сих пор остаются эксклюзивом, поэтому интерес к ним вполне понятен. Но на Шанхайском автосалоне почему-то ажиотажа представленные экологически чистые модели не вызвали. Хотя их было не меньше, чем на других мировых автошоу. Почему? Ответ на этот вопрос можно получить после того, как поживешь в этой стране несколько недель. Дело в том, что электротранспорт здесь живет своей жизнью параллельно с потребителями нефтяного топлива уже не один год. На улицах около половины скутеров – электрические. Выпускают здесь и небольшие электромобильчики для домашних нужд. Даже велосипеды с электромоторами, а те, кто купил обычный велосипед, может приобрести комплект для его переоборудования под электротягу. Проблем с зарядкой аккумуляторов тоже никаких – достаточно вынести на улицу переноску от бытовой сети, а если аккумулятор вышел из строя, его можно отремонтировать по знакомой еще со времен «Союза» технологии. Так что в плане электротранспорта китайцы уже обогнали законодателей моды в области экологии и экономии ресурсов. И, тем не менее, интересен тот факт, что китайский автопром следует мировым тенденциям и показывает модные ныне гибриды и электрокары. Правда, пока это только концепт-кары, а попадут ли они на конвеер – это остается под большим вопросом.

 

Сергей Иванов, Роман Базай, Юрий Дацык
Фото авторов Киев–Шанхай–Киев