Пробуждение дракона
Нынешний автосалон в Шанхае продемонстрировал не только огромный потенциал китайских автопроизводителей, но и серьезные изменения, произошедшие в отрасли за последние два года.
Нынешний автосалон в Шанхае продемонстрировал не только огромный потенциал китайских автопроизводителей, но и серьезные изменения, произошедшие в отрасли за последние два года.
Mировой кризис внес своикоррективы, и теперь производители сконцентрировали внимание на Китае, который благодаря планово-рыночной экономике и огромным внутренним ресурсам вышел на первое место в мире по продажам и производству авто.
Накануне международной выставки в Шанхае китайские компании обнародовали планы на нынешний год, и отдельные цифры выглядят весьма амбициозно. Например, в Geely ожидают в нынешнем году увеличения продаж своих авто на 25% (возможно, в том числе и за счет приобретения некоторых мировых брендов), а в Dongfeng-Yueda-KIA – на 30%. Компания BYD планирует реализовать на внутреннем рынке 400 тысяч автомобилей, что вдвое превысит продажи минувшего года. В целом китайский рынок в нынешнем году должен преодолеть десятимиллионный рубеж!
В прошлом году на мировых рынках наблюдалось резкое снижение продаж, а в Китае прирост составил 6,7%, годовые же продажи достигли 9,38 млн. автомобилей. В нынешнем году тенденция сохраняется – по итогам января в Поднебесной было реализовано 735500 авто, в то время как в США эта цифра составила 656900 машин.
Независимые китайские автопроизводители с помощью правительства надеются существенно укрепить свои позиции и потеснить на рынке продукцию совместных предприятий. 20 марта был обнародован государственный «План изменений и обновлений автомобильной промышленности». В частности, он предполагает всестороннюю трехлетнюю поддержку независимых производителей, а также создание инвестиционного фонда в размере 10 млрд. юаней ($1,5 млрд.) на разработку новых технологий и использование альтернативных видов топлива. Аналитики подчеркивают важность государственной поддержки для индивидуальных автопроизводителей, так как их основная продукция – бюджетные модели. Четыре ведущих независимых производителя – BYD, Chery, Geely и Great Wall планируют суммарно продать в этом году 1,25 млн. автомобилей. Причем на рынок выведут 43 новые модели, которые можно было увидеть на выставке в Шанхае. Интересно, что в нынешнем году такие компании, как Chery и Geely представили новые бренды. У Chery – это Riich, Rely и Karry, а у Geely – Gleagle, Emgrand и Shanghai Englon.
За последние годы китайский автопром прошел несколько этапов. Первоначально тщательно копировалась продукция западных фирм, причем подобные модели встречаются в гамме местных компаний до сих пор. Спустя некоторое время начался период активного сотрудничества с западными компаниями, с именитыми европейскими кузовными ателье. Сегодня мы наблюдаем начало нового этапа – накопленный опыт используется для создания собственных конструкций и дизайна, в том числе в области высоких технологий и гибридных силовых установок. Подобная модель поддержки автопрома уже успешно опробована в Японии и Южной Корее, в результате чего на их внутренних рынках доля импортных машин минимальна. Государственная поддержка возможно повысит и качество выпускаемых в Китае автомобилей, а затем вероятно начнется активная экспансия на внешние рынки. Некоторые из брендов представлены и в Украине, поэтому вполне возможно, что ряд новинок скоро станет доступными отечественным потребителям.
В поисках альтернативы
Последние тенденции автосалонов в Женеве, Детройте, Франкфурте и т. д. говорят о том, что мир автомобилей вошел в новую фазу развития, направленную на создание экологически чистых машин – гибридов, электромобилей. В Старом и Новом Свете они до сих пор остаются эксклюзивом, поэтому интерес к ним вполне понятен. Но на Шанхайском автосалоне почему-то ажиотажа представленные экологически чистые модели не вызвали. Хотя их было не меньше, чем на других мировых автошоу. Почему? Ответ на этот вопрос можно получить после того, как поживешь в этой стране несколько недель. Дело в том, что электротранспорт здесь живет своей жизнью параллельно с потребителями нефтяного топлива уже не один год. На улицах около половины скутеров – электрические. Выпускают здесь и небольшие электромобильчики для домашних нужд. Даже велосипеды с электромоторами, а те, кто купил обычный велосипед, может приобрести комплект для его переоборудования под электротягу. Проблем с зарядкой аккумуляторов тоже никаких – достаточно вынести на улицу переноску от бытовой сети, а если аккумулятор вышел из строя, его можно отремонтировать по знакомой еще со времен «Союза» технологии. Так что в плане электротранспорта китайцы уже обогнали законодателей моды в области экологии и экономии ресурсов. И, тем не менее, интересен тот факт, что китайский автопром следует мировым тенденциям и показывает модные ныне гибриды и электрокары. Правда, пока это только концепт-кары, а попадут ли они на конвеер – это остается под большим вопросом.