X

«Полицейские» на дороге: Стой! Кто лежит?

Небольшие бугорки перед пешеходными переходами, называемые в народе «лежачими полицейскими», призваны повысить безопасность пеших участников дорожного движения. Мы решили проверить, чем они заняты на самом деле.

Небольшие бугорки перед пешеходными переходами, называемые в народе «лежачими полицейскими», призваны повысить безопасность пеших участников дорожного движения. Мы решили проверить, чем они заняты на самом деле.

Небольшие бугорки перед пешеходными переходами, называемые в народе «лежачими полицейскими», призваны повысить безопасность пеших участников дорожного движения. Мы решили проверить, чем они заняты на самом деле.

Многие водители уже имели возможность «пообщаться» с «лежачими блюстителями порядка» на дорогах столицы. Последствия такого контакта могли быть разными: от легкого подскакивания в салоне до неожиданного удара, вследствие которого не только клацали зубы, но и здорово встряхивало машину.

Хороший «полицай» – лежачий?

Как правило, «лежачий полицейский» представляет собой либо вкопанную трубу, либо набросанный рабочими асфальтовый бугор. Эта конструкция не имеет ничего общего с предусмотренными ГОСТом настилами, предназначенными для регулирования скорости на отдельных участках проезжей части.

Согласно ГОСТу 4123-2002 «элементы принудительного снижения скорости» используют на пешеходных переходах возле детских садов, а также учебных и спортивных заведений. Пункт 3.2 указанного ГОСТа гласит, что настилы могут быть двух видов: прямоугольными и в форме полусферического бруса.

Требования к высоте едины для обоих типов – не выше 100 мм. Длина настилов должна соответствовать ширине полосы движения или проезжей части. Допустимая ширина объекта (по ходу движения) для первого типа должна составлять от 1500 до 3000 мм; для второго – от 2000 до 4000 мм. Наклон площади настила к основе должен иметь соотношение 1:4 или 1:5, это приблизительно соответствует углу 15 – 20°.

Именно такими согласно Государственному стандарту должны быть все «лежачие полицейские». Однако, как показывает практика, в действительности они не соответствуют всем нормам и стандартам. Даже невооруженным глазом видно, что «создатели» этих объектов вряд ли ознакомились с ныне действующим ГОСТом. Впрочем, во избежание голословных суждений мы решили произвести замеры. И только на Оболони нам удалось найти настил шириной около 3 м. Другие оказались значительно уже, в среднем по 900 мм. Высота большинства настилов соответствует ГОСТу и не превышает 100 мм, однако в ходе наших измерений удалось найти «лежачего» высотой даже 150 мм! Из-за нестандартной длины и острого угла такие настилы представляют опасность для автомобилей с клиренсом 100 – 120 мм. Кстати, по информации Научно-исследовательского центра безопасности дорожного движения МВД Украины, из-за малого дорожного просвета спортивных машин в Европе делают «полицейских» не выше 75 мм.

Наиболее яркий пример несоответствия ширины настила ГОСТу расположен на улице Мельникова, перед Киевским институтом международных отношений. Там «полицейский» растянулся очень оригинально: на полторы полосы. Кстати, возможно, именно эта «оригинальность» и становится причиной ДТП с участием пешеходов, которые часто случаются на этом месте.

Третьим будешь?

Согласно пункту 3.3 указанного ГОСТа необходимо использовать не менее трех настилов подряд и располагать их на расстоянии 5-6 метров друг от друга. Но на практике используется один-два бугра – возможно, с целью экономии средств. Так, например, сделан первый в столице «лежачий полицейский» на улице Владимирской, возле Киевского Национального университета им. Т. Шевченко. В редких случаях, как на улицах Янгеля и Политехнической (возле корпусов КПИ), мы увидели ряд асфальтовых бугорков, напоминающий стиральную доску.

Последующие пункты ГОСТа гласят, что настил должен изготавливаться из материала, способного выдерживать температурные колебания от минус 40° до плюс 40°, а также быть влагоустойчивым и обеспечивать целостность конструкции во время наезда грузового автомобиля. Из какого именно материала должны изготавливаться настилы, в ГОСТе не указано. А в пункте 3.4.4 говорится, что настилы должны быть переносными. Этот пункт, естественно, на улицах Киева не соблюден, ведь асфальтовые «настилы» не получится снять и унести.

Вы видели желтый асфальт?

Согласно пункту 3.4.3 настилы должны быть желтого цвета. Но так как желтый асфальт – большая редкость, наши «бугорки» одного цвета с поверхностью проезжей части, из-за чего водитель не видит «полосу препятствий» до тех пор, пока не налетает на нее. А это, в свою очередь, противоречит пункту 3.4.2, в котором сказано, что настилы необходимо располагать таким образом, чтобы их хорошо видели все участники дорожного движения и в светлое, и в темное время суток.

В процессе поиска «идеального полицейского» нам все же удалось найти пару цветных экземпляров на ранее упомянутых улицах, возле корпусов КПИ. Правда, желтая краска, которой они были когда-то покрашены, почти стерлась.

Единственное требование, которое соблюдается чаще других, – это наличие знаков ограничения скорости и «бугор» за 50 метров до препятствия. Хотя, учитывая аварийное состояние дорог, знак «бугор» и «неровная дорога» можно ставить чуть ли не через каждые 300 метров и без наличия элементов принудительного снижения скорости.

Поставить легко, снять – нет

Как нам удалось выяснить, «лежачие полицейские» устанавливаются преимущественно возле учебных заведений на основании письменных обращений и просьб их руководителей после согласования с ГАИ и Главным управлением транспорта Киева. Установку, монтаж и эксплуатацию обеспечивают районные дорожные службы (ДЭУ). Если водители обращаются с просьбой о ликвидации элементов принудительного снижения скорости на определенных участках дороги, демонтировать их должны те же дорожные службы. В случае повреждения автомобиля из-за нестандартного настила водителю стоит обратиться в суд (см. мнение адвоката).

Резюмируя вышесказанное, вспомним, что еще полгода назад представители столичной власти говорили о возможности появления на дорогах резиновых «лежачих полицейских», соответствующих всем требованиям ГОСТа. Кстати, по информации НИЦ БДД, существуют серийные «полицейские» высотой 55 мм, покрытые черно-желтой или черно-белой разметкой со сроком службы 15 лет. Подобные настилы могут изготавливать и на заводе в Белой Церкви. Но пока резиновые настилы мы обнаружили только возле «Макдональдсов».

Что ж, остается только надеяться, что в ближайшее время ситуация изменится. А пока нам приходится принимать лежачих «сотрудников ГАИ» такими, как они есть.

 Мнение адвоката  

Вадим Володарский
Адвокат. Старокиевское адвокатское объединение Киева «Адвокат»

Законом Украины «О дорожном движении» не предусмотрена возможность намеренной организации препятствий для движения транспортных средств. По этой причине любое повреждение транспортного средства на этих искусственных препятствиях, по сути, является повреждением имущества в результате неправомерных действий органов местного самоуправления. Тем более, если нарушены стандарты…

В любом случае повреждение автомобиля в результате проезда такого препятствия подпадает под определение ДТП. Соответствующим образом его и надо оформлять, вызвав ГАИ. От инспекторов необходимо потребовать точно зафиксировать в документах вид, размеры, форму препятствия, а также вызвать на место представителей дорожных служб. В дальнейшем нужно добиваться экспертизы, в частности, на соответствие этого препятствия ГОСТу, а если на самого водителя составлен админпротокол за нарушение ПДД – приложить все усилия для доказательства своей невиновности. Следующий этап – подача иска о возмещении ущерба, ответчиком по которому будут выступать дорожные службы, а возможно – и местные органы власти, на территории которых расположен «лежачий полицейский».

 Некоторые места встреч с «лежачими полицейскими» в Киеве

Центр, ул. Владимирская, красный корпус КНУ, Печерск, ул. Рыбальская, школа, Печерск, ул. Лейпцигская, лицей, Печерск, ул. Немировича-Данченко, корпуса КНУТД, КПИ, ул. Политехническая, корпуса КПИ, КПИ, ул. Академика Янгеля, общежития КПИ
Лукьяновка, ул. Мельникова, здание КИМО, Позняки, ул. Кошица, две школы, Воскресенка, ул. Кибальчича, две школы,
Оболонь, ул. Тимошенко, ст. метро «Минская», Соломенка, ул. Урицкого, колледж, Голосеево, ул. Героев Обороны, возле Сельхозакадемии, Шулявка, ул. Желябова, корпус КНЭУ, Окружная, выезд с Гостомельского шоссе (автомагистраль!)

Виктория Лазарева
Фото Андрея Яцуляка