Небольшие бугорки перед пешеходными переходами, называемые в народе «лежачими полицейскими», призваны повысить безопасность пеших участников дорожного движения. Мы решили проверить, чем они заняты на самом деле.
Небольшие бугорки перед пешеходными переходами, называемые в народе «лежачими полицейскими», призваны повысить безопасность пеших участников дорожного движения. Мы решили проверить, чем они заняты на самом деле.
Небольшие бугорки перед пешеходными переходами, называемые в народе «лежачими полицейскими», призваны повысить безопасность пеших участников дорожного движения. Мы решили проверить, чем они заняты на самом деле. |
Хороший «полицай» – лежачий?
Как правило, «лежачий полицейский» представляет собой либо вкопанную трубу, либо набросанный рабочими асфальтовый бугор. Эта конструкция не имеет ничего общего с предусмотренными ГОСТом настилами, предназначенными для регулирования скорости на отдельных участках проезжей части.
Согласно ГОСТу 4123-2002 «элементы принудительного снижения скорости» используют на пешеходных переходах возле детских садов, а также учебных и спортивных заведений. Пункт 3.2 указанного ГОСТа гласит, что настилы могут быть двух видов: прямоугольными и в форме полусферического бруса.
Требования к высоте едины для обоих типов – не выше 100 мм. Длина настилов должна соответствовать ширине полосы движения или проезжей части. Допустимая ширина объекта (по ходу движения) для первого типа должна составлять от 1500 до 3000 мм; для второго – от 2000 до 4000 мм. Наклон площади настила к основе должен иметь соотношение 1:4 или 1:5, это приблизительно соответствует углу 15 – 20°.
Именно такими согласно Государственному стандарту должны быть все «лежачие полицейские». Однако, как показывает практика, в действительности они не соответствуют всем нормам и стандартам. Даже невооруженным глазом видно, что «создатели» этих объектов вряд ли ознакомились с ныне действующим ГОСТом. Впрочем, во избежание голословных суждений мы решили произвести замеры. И только на Оболони нам удалось найти настил шириной около 3 м. Другие оказались значительно уже, в среднем по 900 мм. Высота большинства настилов соответствует ГОСТу и не превышает 100 мм, однако в ходе наших измерений удалось найти «лежачего» высотой даже 150 мм! Из-за нестандартной длины и острого угла такие настилы представляют опасность для автомобилей с клиренсом 100 – 120 мм. Кстати, по информации Научно-исследовательского центра безопасности дорожного движения МВД Украины, из-за малого дорожного просвета спортивных машин в Европе делают «полицейских» не выше 75 мм.
Наиболее яркий пример несоответствия ширины настила ГОСТу расположен на улице Мельникова, перед Киевским институтом международных отношений. Там «полицейский» растянулся очень оригинально: на полторы полосы. Кстати, возможно, именно эта «оригинальность» и становится причиной ДТП с участием пешеходов, которые часто случаются на этом месте.
Третьим будешь?
Согласно пункту 3.3 указанного ГОСТа необходимо использовать не менее трех настилов подряд и располагать их на расстоянии 5-6 метров друг от друга. Но на практике используется один-два бугра – возможно, с целью экономии средств. Так, например, сделан первый в столице «лежачий полицейский» на улице Владимирской, возле Киевского Национального университета им. Т. Шевченко. В редких случаях, как на улицах Янгеля и Политехнической (возле корпусов КПИ), мы увидели ряд асфальтовых бугорков, напоминающий стиральную доску.
Последующие пункты ГОСТа гласят, что настил должен изготавливаться из материала, способного выдерживать температурные колебания от минус 40° до плюс 40°, а также быть влагоустойчивым и обеспечивать целостность конструкции во время наезда грузового автомобиля. Из какого именно материала должны изготавливаться настилы, в ГОСТе не указано. А в пункте 3.4.4 говорится, что настилы должны быть переносными. Этот пункт, естественно, на улицах Киева не соблюден, ведь асфальтовые «настилы» не получится снять и унести.
Вы видели желтый асфальт?
Согласно пункту 3.4.3 настилы должны быть желтого цвета. Но так как желтый асфальт – большая редкость, наши «бугорки» одного цвета с поверхностью проезжей части, из-за чего водитель не видит «полосу препятствий» до тех пор, пока не налетает на нее. А это, в свою очередь, противоречит пункту 3.4.2, в котором сказано, что настилы необходимо располагать таким образом, чтобы их хорошо видели все участники дорожного движения и в светлое, и в темное время суток.
В процессе поиска «идеального полицейского» нам все же удалось найти пару цветных экземпляров на ранее упомянутых улицах, возле корпусов КПИ. Правда, желтая краска, которой они были когда-то покрашены, почти стерлась.
Единственное требование, которое соблюдается чаще других, – это наличие знаков ограничения скорости и «бугор» за 50 метров до препятствия. Хотя, учитывая аварийное состояние дорог, знак «бугор» и «неровная дорога» можно ставить чуть ли не через каждые 300 метров и без наличия элементов принудительного снижения скорости.
Поставить легко, снять – нет
Как нам удалось выяснить, «лежачие полицейские» устанавливаются преимущественно возле учебных заведений на основании письменных обращений и просьб их руководителей после согласования с ГАИ и Главным управлением транспорта Киева. Установку, монтаж и эксплуатацию обеспечивают районные дорожные службы (ДЭУ). Если водители обращаются с просьбой о ликвидации элементов принудительного снижения скорости на определенных участках дороги, демонтировать их должны те же дорожные службы. В случае повреждения автомобиля из-за нестандартного настила водителю стоит обратиться в суд (см. мнение адвоката).
Резюмируя вышесказанное, вспомним, что еще полгода назад представители столичной власти говорили о возможности появления на дорогах резиновых «лежачих полицейских», соответствующих всем требованиям ГОСТа. Кстати, по информации НИЦ БДД, существуют серийные «полицейские» высотой 55 мм, покрытые черно-желтой или черно-белой разметкой со сроком службы 15 лет. Подобные настилы могут изготавливать и на заводе в Белой Церкви. Но пока резиновые настилы мы обнаружили только возле «Макдональдсов».
Что ж, остается только надеяться, что в ближайшее время ситуация изменится. А пока нам приходится принимать лежачих «сотрудников ГАИ» такими, как они есть.
|
Некоторые места встреч с «лежачими полицейскими» в Киеве | |
| |