Перейти границу у реки
Как без проблем выехать на автомобиле в Польшу.
С 1 августа 2007 года правила выезда за рубеж на автомобиле для граждан Украины несколько изменились. Чтобы собственными глазами увидеть, что происходит на государственной границе, мы отправились на границу с Польшей – во Львовскую область, на пункт пропуска «Шегини». |
Первое, что отмечаешь, подъезжая к границе, – очереди изнывающих от жары автотуристов. Несколько десятков машин дожидались своего часа, чтобы въехать на территорию пропускного пункта, но при этом люди еще не знали, что и там их мучения не закончатся: другая, не менее внушительная вереница автомобилей протянулась от украинского до польского ПП… Неужели так повлиял на ситуацию новый порядок выезда за рубеж? Побеседовав с пограничниками, мы выяснили – причины «простоев» совершенно в ином.
Разведка доложила точно
Строго говоря, правила пересечения границы изменились не так уж существенно. Во-первых, новшества коснулись тех, кто управляет автомобилем на основании доверенности или временного регистрационного талона. Теперь для выезда за рубеж им необходимо предварительно получить в МРЭО новый техпаспорт. В графе «особые отметки» сделают запись «для участия в международном движении» и укажут срок действия документа. Все это делается по месту регистрации транспортного средства и на длительность процедуры пересечения границы влиять не может. Однако, по словам пограничников, многие автомобилисты, не зная о новых правилах, приезжают на границу без соответствующих документов; таким приходится разворачиваться и ехать назад для оформления надлежащих бумаг.
Второе новшество связано с грядущими в нашей стране парламентскими выборами. Теперь каждый выезжающий за рубеж гражданин Украины должен заполнить несложную регистрационную форму, на основании которой он исключается из списков избирателей на родине. Если же данное лицо вернется в Украину до выборов, сведения о нем, внесенные при выезде в компьютерную базу, обновляются – теперь он сможет участвовать в выборах у себя дома. Опять-таки, для заполнения упомянутой формы понадобится всего несколько минут, а значит, и это всерьез не может считаться причиной возникновения очередей.
| |
Заслон поставлен прочный
И все же – почему десятки автовладельцев порой простаивают на украинско-польской границе по нескольку часов? Ведь согласно «Технологии пограничного и таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу», утвержденной совместным приказом Госпогранслужбы и Гостаможслужбы № 297/793 от 24.11.2003 г., на осмотр и оформление легкового автомобиля с тремя пассажирами должно уходить не более двух минут. Как заверяют украинские пограничники, все дело в особенностях работы… польской стороны! Украинские пограничники совместно с таможенниками за час оформляют примерно 100–120 транспортных средств, а польские, как это предусмотрено их нормативными документами, – лишь 50.
Первоочередной задачей украинских пограничников является охрана государственных рубежей; поэтому они уделяют основное внимание проверке каждого транспортного средства на угон, а также на наличие в нем контрабандных товаров. В то же время оценкой технического состояния автомобиля и его пригодности к эксплуатации, проверкой соответствия нормам, принятым в ЕС, занимаются их польские коллеги. По словам украинской стороны, требования к автотранспорту в странах Евросоюза куда более жесткие, чем в Украине. И контроль тоже соответствующий. Поляки запросто могут не впустить в страну автомобиль, у которого, например, не работает повторитель поворотов (если, конечно, он предусмотрен конструкцией). Тонированные стекла, отсутствие аптечки или огнетушителя, неработающая оптика – все это может стать причиной отказа на въезд в Польшу.
Есть еще один нюанс, о котором автопутешественники порой забывают. Предположим, некто собирается проехать через Польшу в Германию. Польская виза для этого не нужна – достаточно немецкой. Однако многие, думая, что на границе с Германией надо быть в тот день, с которого начинается действие визы, приезжают на украинско-польскую границу… заранее, на день, а то и два раньше! Таким людям приходится ждать – ведь пересечь украинскую границу можно не раньше той даты в паспорте, с которой начинается действие Шенгенской визы.
Край суровый тишиной объят
Летом границу пересекает множество автотуристов – украинцы, чехи, немцы, итальянцы… Когда же туристический сезон подходит к концу, основную часть «пограничной аудитории» (порядка 70%) составляют поляки и жители приграничных районов Украины. Пользуясь существенной разницей в стоимости некоторых товаров в Польше и в Украине, «челноки» вывозят из нашей страны спиртное, сигареты, заправляют полные баки бензина и т. п.; от западных соседей транспортируют мясо, рыбу, консервы… Некоторые умудряются совершить таким образом две-три ходки в день. Естественно, это тоже не способствует сокращению очередей на нашей границе; поэтому тем, кто желает выехать за рубеж, потратив на это как можно меньше времени, пограничники советуют планировать поездку так, чтобы пересекать границу в выходные дни. В субботу и воскресенье очередей на КПП «Шегини» практически не бывает; в то же время поляки, пользуясь сравнительно небольшим потоком входящих машин, осматривают их еще дотошнее. Есть и еще одна причина медленного прохождения пунктов пропуска. На польских ПП работает два «коридора» – для граждан стран Евросоюза и для подданных других стран (в том числе украинцев). Для первых действует упрощенная процедура пропуска, поэтому их очередь движется быстрее.
Другой нюанс: на пропускных пунктах, расположенных на международных трассах («Краковец», «Шегини»), очереди больше, чем на других переходах. Сэкономить время можно, воспользовавшись ПП, где украинские и польские пограничники и таможенники работают совместно – например, в Хмельнице и Устилуге.
Впрочем, наши пограничники не утверждают, что у них все идеально – ведь интенсивность международного движения за последние пару лет увеличилась практически вдвое и превышает пропускную способность существующих пунктов. В связи с этим вводятся новые и расширяются существующие пункты пропуска, создаются совместные пункты с зарубежными коллегами. Например, недавно закончена реконструкция КПП «Краковец», ставшего теперь самым большим в Европе пунктом пограничного контроля; запланирована реконструкция пунктов «Рава-Русская» и «Шегини». Возможно, после этого очередей на границе станет меньше. А пока ждем…
| |