X

От количества – к качеству

Главное, хотя не единственное достоинство китайских автомобилей – они быстро размножаются. Чтобы посмотреть, как количественные изменения трансформируются в качественные, мы посетили заводы Chery Automobile Co. и JAC Motors.

Главное, хотя не единственное достоинство китайских автомобилей – они быстро размножаются. Чтобы посмотреть, как количественные изменения трансформируются в качественные, мы посетили заводы Chery Automobile Co. и JAC Motors.

Главное, хотя не единственное достоинство китайских автомобилей – они быстро размножаются. Чтобы посмотреть, как количественные изменения трансформируются в качественные, мы посетили заводы Chery Automobile Co. и JAC Motors.

Искать собственный путь в мировую автомобильную элиту обитатели коммунистической Поднебесной не стали. Воспользовались тропинками своих предшественников – японцев и корейцев. Скопировали их разработки, при этом всячески снижая издержки на изготовление конечной продукции. Но особо возмущаться автомобильная элита не стала. Оно и понятно: недовольных могут просто не пустить на рынок страны, 1,3 млрд. граждан которой обеспечены автомобилями в пропорции 10 штук на 1000 жителей*. Это почти в 20 раз меньше, чем в Украине, и в 50 раз меньше, чем в США или Германии.

Новый цех для производства двигателей с австрийским оборудованием – гордость Chery.

Кузов автомобиля сначала обезжиривают, «купают» в ванне с грунтом, а перед покраской обрабатывают швы герметиком.

Союз идеологии и капитала

Теоретически объемы местного рынка оставляют производителям неограниченные просторы для наращивания производства и сбыта на внутреннем рынке. Но покупательная способность населения ограничена: минимальная зарплата в 800 юаней (чуть больше 100 долларов) – не та сумма, которая позволяет задумываться о приобретении чего-то большего, чем велосипед. О дополнительных доходах большинству жителей страны, пребывающей под властью компартии, мечтать не приходится. А значит, маркетологи таких производителей как Chery Automobile Co. вынуждены строить планы сбыта автомобилей с прицелом на 10% верхнего класса «местных» (что, впрочем, сопоставимо с совокупным населением России) и на развитие экспорта. Что они делают с неизменным успехом – до конца 2007 года компания намерена продать более 400 тысяч автомобилей собственного производства (сейчас выпускается 10 моделей, еще полтора десятка готовится к запуску на конвейер). Но важнее количественных показателей – качественные изменения. Ими работники Chery могут гордиться. Система контроля качества сертифицирована по ISO 9001. Продолжает совершенствоваться технический центр, который повысит качество тестирования новой продукции. Успешно запустили в производство новое семейство двигателей ACTECO собственной разработки.

Крупные детали и узлы, требующие особой точности, сваривают роботы.

Справка

Chery Automobile Co.
Основана в 1997 году
Уставной капитал 1,75 млрд. юаней (около 240 млн. долларов США)
Общие активы в настоящее время 22 млрд. юаней (около 3 млрд. долларов США)
Форма собственности – госпредприятие
Место дислокации – город Уху, провинция Анкуй, КНР
Производственные мощности на данный момент – 650 тысяч автомобилей, 400 тысяч моторов, 300 тысяч трансмиссий в год.

Экспорт в текущем году приближается к 100 тысячам автомобилей, столько же будет экспортировано и моторов (в прошлом году 50 и 10 тысяч соответственно). Только в нашей стране за 11 месяцев 2007 года продано 16 тысяч Chery. Подписано соглашение с Fiat Group о поставке последней моторов. И, наконец, компания поставила перед собой задачу – в 2010 году выпустить 1 млн. автомобилей.

На сборке кузова закрыты противоударными пластиковыми латами (слева), которые снимают перед отправкой кузова или автомобиля в бестеневую камеру для контроля качества окраски.

Chery поставила перед собой задачу – в 2010 году выпустить 1 миллион автомобилей.

Есть пределы совершенству?

Какой вывод можно сделать после несколькодневной прогулки по китайским заводам? Уже сейчас автомобилестроители из Поднебесной, нацеленные на внешние рынки, используют комплектующие ведущих мировых производителей (сделанные в Китае или за рубежом). Часть проката, как и материалов для производства пластмассы – импортные, и платить за них приходится по мировым ценам. Прессы и окрасочные линии – самые что ни на есть современные. От простого копирования зарубежных аналогов китайцам постепенно приходится отказываться. В активе остаются господдержка, невероятные работоспособность и дешевизна труда китайских рабочих и инженеров. Но в гонке за качеством растет конечная стоимость продукта. И вот тут «старые» производители смогут сыграть матч-реванш.

Контроль качества – полный, от дождевальной камеры до компьютерной диагностики.
Дешевизна рабочей силы позволяет применять ручной труд активнее, чем в Европе и Японии.

Но мне все-таки кажется, что китайцы сумеют проложить себе путь на автомобильный олимп. Ведь сделали же это раньше обитатели соседних стран – Утренней свежести и Восходящего солнца.

Всеобъемлющие аппетиты

Первая продукция легкового подразделения JAC – внедорожник Rein и седан Binyue.

Компания JAC, заводы которой расположены в г. Хефей, известна в Украине и Китае (с начала года в нашей стране продано почти 1500 единиц коммерческой техники ее производства) как лидер рынка грузовиков, автобусов. Но как любая уважающая себя китайская компания, она не может чувствовать себя полностью счастливой, пока ее продукция не будет представлена во всех сегментах авторынка, в том числе и легковом. Рядом с цехами, собирающими легкие и тяжелые грузовики, автобусы и минивены, мы увидели новое производство легковушек. Источником вдохновения для дизайна легковых «первенцев» – внедорожника Rein и седана D-класса Binyue стали Hyundai Santa Fe прошлого поколения и модели Mercedes и Lexus. Удивительная схожесть дизайна «прототипов» и копий – дополнительное свидетельство того, что перед нами «первые шаги на пути в тысячу лье», который намерены пройти создатели последних. Дойдут ли их легковые творения до украинского потребителя – будет решать отечественный дистрибьютор JAC – компания «ТДЦ-Авто».

 Справка

Jianghuai Automobile Co – JAC Motors

Основана в 1964 году
Место дислокации – город Хефей, провинция Анкуй, КНР.
Производственные мощности – около полумиллиона легких и тяжелых коммерческих автомобилей, автобусов, минивенов и легковых авто (200 тысяч) в год.

 Оригинальные разработки инженеров Chery
Chery Jaggi
Chery Riich

Максим Моргунский
Фото автора

Редакция благодарит компанию «СА Automotive» за помощь в организации поездки