Главное, хотя не единственное достоинство китайских автомобилей – они быстро размножаются. Чтобы посмотреть, как количественные изменения трансформируются в качественные, мы посетили заводы Chery Automobile Co. и JAC Motors.
Главное, хотя не единственное достоинство китайских автомобилей – они быстро размножаются. Чтобы посмотреть, как количественные изменения трансформируются в качественные, мы посетили заводы Chery Automobile Co. и JAC Motors.
Главное, хотя не единственное достоинство китайских автомобилей – они быстро размножаются. Чтобы посмотреть, как количественные изменения трансформируются в качественные, мы посетили заводы Chery Automobile Co. и JAC Motors. |
Новый цех для производства двигателей с австрийским оборудованием – гордость Chery.
Кузов автомобиля сначала обезжиривают, «купают» в ванне с грунтом, а перед покраской обрабатывают швы герметиком. |
Союз идеологии и капитала
Теоретически объемы местного рынка оставляют производителям неограниченные просторы для наращивания производства и сбыта на внутреннем рынке. Но покупательная способность населения ограничена: минимальная зарплата в 800 юаней (чуть больше 100 долларов) – не та сумма, которая позволяет задумываться о приобретении чего-то большего, чем велосипед. О дополнительных доходах большинству жителей страны, пребывающей под властью компартии, мечтать не приходится. А значит, маркетологи таких производителей как Chery Automobile Co. вынуждены строить планы сбыта автомобилей с прицелом на 10% верхнего класса «местных» (что, впрочем, сопоставимо с совокупным населением России) и на развитие экспорта. Что они делают с неизменным успехом – до конца 2007 года компания намерена продать более 400 тысяч автомобилей собственного производства (сейчас выпускается 10 моделей, еще полтора десятка готовится к запуску на конвейер). Но важнее количественных показателей – качественные изменения. Ими работники Chery могут гордиться. Система контроля качества сертифицирована по ISO 9001. Продолжает совершенствоваться технический центр, который повысит качество тестирования новой продукции. Успешно запустили в производство новое семейство двигателей ACTECO собственной разработки.
Крупные детали и узлы, требующие особой точности, сваривают роботы. |
| |
Экспорт в текущем году приближается к 100 тысячам автомобилей, столько же будет экспортировано и моторов (в прошлом году 50 и 10 тысяч соответственно). Только в нашей стране за 11 месяцев 2007 года продано 16 тысяч Chery. Подписано соглашение с Fiat Group о поставке последней моторов. И, наконец, компания поставила перед собой задачу – в 2010 году выпустить 1 млн. автомобилей.
На сборке кузова закрыты противоударными пластиковыми латами (слева), которые снимают перед отправкой кузова или автомобиля в бестеневую камеру для контроля качества окраски. |
| |
Есть пределы совершенству?
Какой вывод можно сделать после несколькодневной прогулки по китайским заводам? Уже сейчас автомобилестроители из Поднебесной, нацеленные на внешние рынки, используют комплектующие ведущих мировых производителей (сделанные в Китае или за рубежом). Часть проката, как и материалов для производства пластмассы – импортные, и платить за них приходится по мировым ценам. Прессы и окрасочные линии – самые что ни на есть современные. От простого копирования зарубежных аналогов китайцам постепенно приходится отказываться. В активе остаются господдержка, невероятные работоспособность и дешевизна труда китайских рабочих и инженеров. Но в гонке за качеством растет конечная стоимость продукта. И вот тут «старые» производители смогут сыграть матч-реванш.
Контроль качества – полный, от дождевальной камеры до компьютерной диагностики. | Дешевизна рабочей силы позволяет применять ручной труд активнее, чем в Европе и Японии. |
Но мне все-таки кажется, что китайцы сумеют проложить себе путь на автомобильный олимп. Ведь сделали же это раньше обитатели соседних стран – Утренней свежести и Восходящего солнца.
| |||||||||
| |||||
| |||||