X

Обновленная легенда

Нынешним летом в Мюнхене, после долгого перерыва на ремонт и реконструкцию, вновь открылся знаменитый музей BMW. И какой же автомобильный журналист, оказавшись волею судьбы в баварской столице, устоял бы перед соблазном его посетить?

Нынешним летом в Мюнхене, после долгого перерыва на ремонт и реконструкцию, вновь открылся знаменитый музей BMW. И какой же автомобильный журналист, оказавшись волею судьбы в баварской столице, устоял бы перед соблазном его посетить?

Нынешним летом в Мюнхене, после долгого перерыва на ремонт и реконструкцию, вновь открылся знаменитый музей BMW. И какой же автомобильный журналист, оказавшись волею судьбы в баварской столице, устоял бы перед соблазном его посетить?

В то воскресенье в Мюнхене с самого утра лил дождь. Несмотря на это толпы местных жителей и туристов тянулись к музею. Многие шли целыми семьями, с женами и ребятишками.

Вообще, автомобили и мотоциклы BMW – предмет особой гордости жителей города. Ведь изготавливаются они именно здесь. Для мюнхенцев BMW – это легендарная, истинно баварская марка. А на этот раз интерес публики подогревал и тот факт, что двери музея уже давненько были на замке. В народе накопилась, так сказать, критическая масса неудовлетворенного любопытства.

Пирамида развития легковых автомобилей BMW 5-й и 7-й серий в 70-е годы.

Хронотрон – стол-дисплей, на котором воспроизводятся исторические фотографии.

Галерея гоночных моторов автомобилей BMW послевоенного периода. На переднем плане – двигатель BMW M10 (1966 г.).

Внутри бетонной чаши посетители поднимаются по спиральной леснице: все выше и выше….

Фирма BMW начинала в годы Первой мировой войны с производства авиамоторов, которые разработал Макс Фриц.

Экспозиция «Легкие сооружения» рассказывает о технологии изготовления кузовов с максимальной экономией веса.

 

Светлое царство BMW

Здание музея вплотную прилегает к знаменитому строению – центральному офису компании BMW. Последний представляет собой четыре круглые башни 100-метровой высоты, сливающиеся друг с другом. Немцы дали им прозвище – «самый большой четырехцилиндровый двигатель в мире». Сам же музей – это невысокий застекленный параллелепипед, увенчанный громадной бетонной чашей. Она также получила в народе шутливое название: «миска для супа».

Все это составляет единый архитектурный ансамбль. В него входит также расположенный через дорогу и связанный с музеем широким пешеходным мостом огромный торгово-демонстрационный центр, где выставлен весь современный модельный ряд BMW.

Гибридный концепт-кар на водородном топливе BMW H2R (2003–2004 гг.). 12 цилиндров, 6000 см куб., 286 л. с., 300,175 км/ч.
1 экземпляр

Автомобиль BMW 328 Mille Miglia Roadster (1939 г.) представлен в экспозиции «Аэродинамика». Планировался как прототип для серийного производства. 6 цил., 1971 см куб., 130 л. с., 200 км/ч.
1 экземпляр

Массовая BMW 1600 (1966–75 гг.). Кузов «мыльница» похож на «Запорожец». 4 цил., 1573 см куб., 85 л. с., 160 км/ч.
260802 экземпляра

Элегантный спортивный двухместный BMW 315/1 (1934–36 гг.). 6 цил., 1490 см куб., 40 л. с., 125 км/ч.
230 экземпляров

Открываем стеклянную дверь и попадаем в полутемный холл музея, заполненный посетителями. Одни стоят в очередях к кассам, другие отряхивают зонтики и сдают вещи в камеру хранения, третьи просто кого-то ждут…

Заплатив 15 евро, получаю заветный билетик, предъявляю его миловидной девушке-контролеру и… наконец попадаю в царство BMW. Я бы сказал, светлое царство, поскольку весь интерьер музея выполнен в праздничных белых тонах. Здесь много воздуха и света. Сразу впечатляет необычная планировка музея. Здесь нет ни анфилады залов, ни широких лестничных пролетов. Вместо этого – пологие, пересекающиеся на разных уровнях пандусы, ведущие от одной экспозиции к другой. А каждая из них, как правило, небольшая, часто с одной-двумя машинами. И расположены экспозиции либо в небольшом проходном помещении, либо в уютном закутке, либо просто в застекленной нише-«аквариуме».

В 1929 году Эрнст Якоб Хенне на этом мотоцикле установил мировой рекорд скорости – 279,503 км/ч, за что был прозван «самым быстрым человеком в мире». Достижение продержалось 14 лет.

Такие BMW 328 в гонках на берлинском автодроме Аvus в 1938 г. заняли три первых места.
В 1940-м – победили в знаменитой Mille Miglia (1000 миль).

Верность традициям сохранена разве что у входа, где находятся буфет, да еще магазин для изголодавшихся по пище духовной: там можно купить книжки о BMW и миниатюрные модели баварских машин.

 

Взгляд в будущее

Необычно в музее размещены экспонаты. Хронологию соблюли только в самом начале экспозиции, а дальше царит свободный тематический принцип. И каждый посетитель волен рассматривать в первую очередь то, что его больше интересует, и пропускать менее нужные для него вещи. Одних, может быть, заинтересуют такие экспозиции, как «Первые шаги» или «Машины-победители», других – «Качество и новаторство», третьих – «Искусство формы» и
т. д. и т. п.

Самый быстрый в свое время седан (по нем. Limousine) в Германии – BMW 502 3.2 Liter Super (1957–61 гг.). V8, 3168 см куб., 140 л. с., 175 км/ч.
1323 экземпляра

Итальянская лицензия – 2-местный микроавтомобиль с дверью спереди – BMW Isetta 200 Standart (1955–57 гг.). 1 цил., 245 см куб., 12 л. с., 85 км/ч.
25546 экземпляров

И еще одна особенность музея: стены здесь не увешаны историческими фотографиями. Вместо этого есть зал под названием «Хронология». Большую часть его занимает так называемый хронотрон – нечто похожее на несколько сдвинутых вместе столов для игры в настольный теннис. На его поверхность нанесены через довольно большие промежутки обозначения разных годов, а возле них находятся сенсоры. Стоит прикоснуться к соответствующему – и на дисплее-столе появляется уточняющая надпись – например, «статистика», «модельный ряд», «производство» и т. д. Выбираем интересующую нас тему, опять же при помощи сенсора – и на поверхности хронотрона высвечиваются крупные фотографии. При желании их можно еще увеличить.

Есть в музее и один просторный зал, отделанный натуральным деревом. Зал этот называется «Они были первыми». Здесь можно увидеть первую легковушку класса люкс марки BMW – модель 335. И самый быстрый седан своего времени – модель 502. И первую машину с турбонаддувом – модель 745i (1980 г.).

Первый автомобиль BMW класса люкс (oberklasse) – модель 335 (1939–41 гг.). Кузов – фирмы Ambi-Budd. 6 цил., 3485 см куб., 90 л. с., 145 км/ч.
233 экземпляра

Знаменитый, дорогой и мощный родстер BMW 507 (1956–59 гг.) произвел фурор на осеннем Франкфуртском автосалоне 1955 года. 8V, 3168 см куб., 150 л. с., 190–220 км/ч.
251 экземпляр

В центре здания музея – обширный холл, напоминающий зал для бальных танцев. С верхней его галереи открывается прекрасный вид на яркую коллекцию расположенных в живописном беспорядке красивейших родстеров BMW – от самого раннего DA3 (1930 г.) до вполне современного Z8 с алюминиевым кузовом (1990 г.).

А завершается осмотр внутри уже упомянутой бетонной чаши. В самом низу ее – экспозиция «Взгляд в будущее». Она представлена только одним автомобилем, но каким! Это роскошный гоночный концепт, работающий на водородном топливе и потому, наверное, названный H2R. Можно любоваться этим китообразным красавцем, поднимаясь не спеша по спиралеобразному пандусу внутри чаши. Так сказать, все выше и выше, и выше – к новым свершениям BMW.

Раритеты

Один из первых автомобилей BMW – 3/15PS DA2 Limousine (1929–31 гг.). 4 цил., 748 см куб., 15 л. с., 75 км/ч.
6600 экземпляров

Двухместный BMW 3/15PS DA Typ Wartburg продавался успешно, но недолго (1930–31 гг.). 4 цил., 748,5 см куб., 18 л. с., 95 км/ч.
150 экземпляров

Первый автомобиль BMW собственной конструкции, разработан Фрицем Фидлером (1933–34 гг.). 6 цил., 1173 см куб., 30 л. с., 90 км/ч.
2300 экземпляров

Первый мотоцикл марки BMW – модель R32 (1923–26 гг.). 2 цил., 494 см куб., 8,5 л. с., 100 км/ч.
230 экземпляров

Леонид Гоголев
Фото автора

Киев – Мюнхен – Киев