Европейская организация по оценке качества дорог с точки зрения безопасности EuroRAP проинспектировала несколько украинских автодорог.
По аналогии с EuroNCAP, в Европе существует другая организация – EuroRAP, которая инспектирует состояние европейских дорог на предмет безопасности передвижения по ним. Десяткам тысяч километров дорог по всей Европе был присвоен рейтинг, по аналогии со звездами, которые присваивает для автомобиля EuroNCAP. При этом дорожная независимая организация EuroRAP доказала, что риск смерти или серьезной травмы может десятикратно меняться на разных дорогах в одной и той же стране.
EuroRAP инспектирует не только дороги внутри Евросоюза. Есть опыт анализа и украинских дорог. Например, она проанализировала дороги М12, М17 и М18 пути государственного значения в Украине, а также международные транзитные пути. Сделал это ровно три года назад сербский автомобильный клуб AMSS. На протяжении 1519 км эксперты проехались по украинским дорогам на автомобиле, оборудованным для панорамной съемки видео с высоким разрешением, подключенного к GPS.
Результаты звездного рейтинга представлены для разных типов участников дорожного движения – водителей и пассажиров транспортных средств, пешеходов и велосипедистов. Треть дорог оценены в менее чем 3 звезды для водителей и пассажиров транспортных средств, 9 из 10 секций оцениваются в менее чем 3 звезды для пешеходов, и половина секций оценена для велосипедистов как 3-звездочные.
Как в случае с любой односторонней проезжей частью, было выявлено частое наличие признаков, приводящих к летальным исходам и серьезным травмам в результате ДТП: недостаток фронтальной защиты, перекрестки, где возможны жесткие правосторонние боковые удары, деревья, находящиеся близко к дороге.
Для исследуемых участков М12, М17 и М18 были разработаны карты рисков EuroRAP с учетом частоты и уровня аварийности в зависимости от объема движения, а также рекомендации по устранению недостатков, связанных с безопасным передвижением на них. Предполагаемая стоимость улучшений и реконструкции по всей длине этих четырех коридоров оценивается в 50 млн долларов и предоставляет соотношение затрат и выгод более чем 5. Снижение количества аварий на этих отрезках составит приблизительно 35% – а это около 6300 предотвращенных аварий с летальным исходом на протяжении 20 лет.
Существуют также 6 участков для оперативной модернизации длиной 1118 км. Эксперты говорят, что при вложении 37 млн. долларов инвестиций можно избежать более 2500 летальных и серьезных аварий на протяжении 20 лет на данных участках или более одной летальной или серьезной аварии на один километр в год.