Сумму инвестиций в программу развития автомобильных дорог в $33 млрд на ближайшие пять лет эксперты называют неподъемной.
Профинансировать будущую программу можно и при сохранении действующей системы финансирования дорожного хозяйства (бюджетные средства, кредитные средства, средства концессионеров, гранты). Однако создание сети платных дорог в Украине не возымеет успеха, уверены в министерстве. «Подобный вариант финансирования дорожного хозяйства сейчас используется в Белоруссии. Но если в 2006 году эти средства обеспечивали 90,6% потребности, то в настоящее время – лишь 64%. Поэтому Республика Беларусь пытается решить вопрос о покрытии дефицита за счет кредитов, хотя в будущем это уменьшит финансирование за счет возврата кредитных ресурсов», – подчеркивается в документе.
Еще один вариант предусматривает финансирование программы развития автомобильных дорог в Украине за счет преимущественно частных инвестиций. Однако данный вариант имеет большие риски в случае, если инвестиции невозможно будет привлечь, отмечают эксперты. «Украина имеет очень большую территорию, но при этом небольшая плотность населения: дороги просто не смогут обеспечить необходимый поток машин. В стране нужно реализовывать проект минимум на 200-300 км, но это огромные деньги, и привлечь инвестора под такой проект почти нереально», – уверен Кравченко.
Сумму инвестиций в $33 млрд на ближайшие пять лет эксперты называют неподъемной. «Развитие инфраструктуры – дополнительный стимул для развития собственной экономики. Но заявленная сумма равносильна практически 20% ВВП, и каждый год наращивание идет в среднем на 4%. Это колоссальные суммы, и возникает вопрос: где найти такие деньги?», – говорит исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. В этом году, по его словам, на инфраструктурные проекты был потрачен 1% от ВВП. «Я не против развития инфраструктуры, но нужно стараться жить по средствам. Просто увеличить дефицит государственного бюджета нельзя. Чтобы найти для этого фискальное пространство, нужно резать другие программы. А занимать на международном рынке под такие программы или раздувшийся дефицит госбюджета вряд ли будет возможно в ближайшие пять лет», – объясняет Устенко.
Антон Кравченко считает, что сумму вполне можно уменьшить. «Например, нужно проводить открытые торги, привлекать к конкурсам больше участников, оптимизировать расходы на строительство», – резюмирует он.
Источник: segodnya.ua