На переднем крае
Концепткары бывают разными, но объединяет их одно – они всегда на переднем крае автомобильной индустрии. Десять лет «Автоцентр» следил за тем, как концептуальные машины влияют на развитие мирового автопрома – и вот пришла пора обобщить наблюдения.
Концепткары бывают разными, но объединяет их одно – они всегда на переднем крае автомобильной индустрии. Десять лет «Автоцентр» следил за тем, как концептуальные машины влияют на развитие мирового автопрома – и вот пришла пора обобщить наблюдения. |
1997. Smart
История развивается по спирали. Справедливость этого философского тезиса продемонстрировала компания DaimlerBenz, представив субкомпактный, длиной всего 2,5 метра, Smart, созданный при участии швейцарской часовой корпорации SMH. Как и первый Benz образца 1886 года, Smart имеет два посадочных места – для водителя и пассажира, как и у первого Benz, двигатель расположен сзади и вращает задние колеса. Как и в ситуации с первым Benz, идея необычного транспортного средства долго будоражила умы аналитиков. Одни доказывали, что эксперимент обречен, другие прогнозировали малышу безоблачное будущее. Как и с первым Benz, оптимисты оказались на коне – сегодня на улицах европейских городов то здесь, то там мелькнет кроха Smart, а этой весной дебютирует второе поколение модели.
1998. Renault Vel Satis
Как гласит народная мудрость, дома и стены помогают. Так и на Парижском автошоу бал правят французские марки. В 1998 году одной из главных премьер стал авангардный концепт Renault Vel Satis. Производители поразному подходят к созданию автомобилей класса люкс. Одни делают акцент на дорогих отделочных материалах – коже, дереве и эксклюзивных тканях. Другие ставят во главу угла мощность и инновационные технологии. Дизайнеры Renault продемонстрировали свое видение люксовой модели будущего, сделав машину, необычную во многих отношениях. У Vel Satis однообъемный кузов со сложной пластикой задней части. Лобовое стекло плавно переходит в стеклянную крышу. Четырехместный салон с индивидуальными креслами выдержан в светлой бежевосерой гамме, а для отделки используются изысканные ткани и нубук. В каждой двери нашлось место для охлаждения бокалов с шампанским. А 210сильный V6 способен перемещать 4,6-метровый автомобиль на любые расстояния с максимальным комфортом. Нынешний одноименный флагманский седан во многом напоминает этот футуристический автомобиль.
1999. Mazda RX-Evolv
В то время как все мировые производители отказались от использования роторно-поршневого двигателя, компания Mazda продолжила работы по его совершенствованию. На домашнем автошоу в Токио 1999 года она представила концепт RX-Evolv. Под капотом машины скрывался двухсекционный атмосферный роторный двигатель нового поколения Renesis мощностью 280 л . с. Кроме мотора, модель могла похвастать оригинальным четырехдверным кузовом без центральной стойки, причем задние двери открывались против хода. Спустя несколько лет машина отправилась в серийное производство под хорошо известным ныне именем RX-8, а недавно пополнилась гибридной водородной версией.
2000. Seat Salsa
Спортивный однообъемник Seat Salsa стал первым детищем дизайнера Вальтера да Сильва после перехода из Alfa Romeo в Seat. Автомобиль дебютировал весной 2000 года в Женеве. Построенный на удлиненной платформе «заряженного» Seat Leon Cupra, он получил каплевидный кузов, 250-сильный V6 и полноприводную трансмиссию. Salsa стал первым шагом в развитии идеи компактного спортивного однообъемника, сочетающего в себе элегантность и динамичность купе, вместительность минивена и скромные габариты хэтчбека. С помощью небольшого переключателя на приборной панели водитель мог выбрать один из трех стилей: спортивный, комфортабельный или городской. В зависимости от режима менялся не только алгоритм работы двигателя и трансмиссии, но и освещение в салоне, настройки инфо-навигационной системы и даже посадка. Сегодня стилистика концепта Salsa задает тон всей продукции марки Seat.
2001. Daihatsu Copen
Мало кто помнит, что первым компактным и недорогим купе-кабриолетом (с жесткой складывающейся крышей) стал именно Daihatsu Copen. Его дебют состоялся на Токийском автосалоне 2001 года; и, сказать по правде, эффекта разорвавшейся бомбы этот автомобиль не произвел. Более того, на фоне «умной» Toyota Pod или экзотического Isuzu Zen на новинку от Daihatsu попросту не обратили внимания. А зря – уже через год автомобили с кузовом купе-кабриолет появились у Nissan (Micra C+C), Peugeot (206 СС и 307 CC) и Renault (Megane Coupe-Cabrio). За ними последовали Ford, Opel, Volkswagen, Volvo… В наши же дни едва ли не каждый второй автопроизводитель считает своим долгом иметь в модельном ряду хотя бы один купе-кабриолет.
2002. Volkswagen Magellan
Если придерживаться исторической правды, то следует признать, что люксовые внедорожники существовали давно – вспомним хотя бы BMW X5, Mercedes ML или Lamborghini LM002. Но именно «фольксвагеновский» концепт-кар Magellan, подобно истинному первооткрывателю, положил начало массовому освоению сегмента престижных, дорогих внедорожников. В Европе Magellan дебютировал весной 2002 года. Той же осенью в Париже нам показали его серийную версию (VW Touareg), а также собрата-одноплатформенника Porsche Cayenne; спустя пару месяцев Audi ответила концептом Pikes Peak, из которого впоследствии получится модель Q7. К следующей весне свои разработки на заданную тему показали даже те, кто никогда раньше не пытался покинуть асфальт, – Alfa Romeo (Kamal), Maserati (Kubang), Subaru (Tribeca). А в последнее время ходят слухи о скором появлении внедорожника от Bentley…
2003. Mercedes-Benz Vision CLS
Появление этой машины стало для нас настоящим шоком. Нет, Mercedes CLS не стал провозвестником новой эры в автомобилестроении – хотя стиль «четырехдверного купе» вошел в моду именно с его подачи, и теперь подобные машины строят даже такие консерваторы, как Aston Martin и Jaguar. Но дело даже не в этом – концепткар Mercedes Vision CLS был убийственно элегантен! Думаем, с нашим мнением согласятся даже скептики: такой красивой машины мировая автопромышленность не видела очень давно; возможно, никогда. К счастью, при переходе от концепта к серии эту красоту удалось не растерять; разве что от огромной стеклянной крыши все же решили отказаться. В итоге единственное, чем CLS никогда не сможет похвалиться, так это массовостью; впрочем, таковы законы жанра…
2004. Renault Modus
С каждым годом однообъемные машины заполняют собой все большую часть европейских улиц – и по мере того как насыщается рынок, автопромышленникам приходится выдумывать все новые и новые методы привлечения покупателей. В этом плане Renault Modus стал своего рода первооткрывателем – 3,7-метровая машинка предлагала своему владельцу множество приятных опций и вариантов трансформации. Наряду со своим братомодноплатформенником Nissan Note, Modus продемонстрировал нам, что городской автомобиль может быть красивым, компактным, вместительным, динамичным, комфортным и экономичным одновременно.
2005. Honda Civic
Космический, футуристический, инопланетный – вот лишь немногие из эпитетов, которыми журналисты наградили появившийся весной 2005 года концепткар Honda Civic. Действительно, все в этой машине призвано поражать и восхищать – и смелые, угловато-плавные линии кузова, и голографическая приборная панель, и псевдоавиационный салон… Космос, да и только! Тем удивительнее то и дело встречать эти автомобили на улицах Киева – они как будто напоминают нам, что будущее уже наступило.
2006. Citroёn C-Metisse
Самый свежий из рассматриваемых нами концептов – звезда Парижского автошоу 2006 года Citroёn C-Metisse. Машина стала воплощением философии марки; в ней сочетаются классический стиль и инновационные решения. Казалось бы, вполне типичный для купе силуэт украшают оригинально открывающиеся двустворчатые двери. Под капотом – гибридная силовая установка, состоящая из дизельного V6 и двух колес-электромоторов. Многие считают, что именно на таких машинах мы будем ездить через парутройку лет…