Через двадцать километров после съезда c одесской трассы, на шоссе Умань – Николаев между Голованевском и Первомайском висит строгий рекламный щит. Нелогичность надписи на нем еще не доходит до сознания, а нога уже сама тянется к педали тормоза. Самое секретное, что было в ядерной державе, сегодня доступно каждому интересующемуся.
Через двадцать километров после съезда c одесской трассы, на шоссе Умань – Николаев между Голованевском и Первомайском висит строгий рекламный щит. Нелогичность надписи на нем еще не доходит до сознания, а нога уже сама тянется к педали тормоза. Самое секретное, что было в ядерной державе, сегодня доступно каждому интересующемуся.
Самые дорогие автомобили СССР
Через двадцать километров после съезда c одесской трассы, на шоссе Умань – Николаев между Голованевском и Первомайском висит строгий рекламный щит. Нелогичность надписи на нем еще не доходит до сознания, а нога уже сама тянется к педали тормоза. Самое секретное, что было в ядерной державе, сегодня доступно каждому интересующемуся. |
Так это было
Полная автономность каждой из шахт, разбросанных по территории трех районов, защищенность от ядерного взрыва, возможность запуска любой ракеты с командных пунктов в Виннице, Орджоникидзе, Москве и даже из салона штабного самолета – «генсековского» борта №1… Только перечисление всех ракетно-технических «наворотов» заняло бы половину журнальной страницы. Один из таких обнесенных «колючкой» пятачков украинской земли военным удалось сохранить – вопреки гонке разоружений, охватившей Украину на рубеже двух столетий. Все здесь, кроме пулемета в бронебашне «караулки», и ракет, переплавленных на сувениры, в действующем состоянии. Да еще последнюю невзорванную шахту на две трети залили бетоном – по требованию миролюбивых американцев.
Кнопки истории
Впервые оказавшись в святая святых – на сорокаметровой глубине подземного КП, где еще несли боевое дежурство, американцы были поражены. Ни одного компьютера, все на безотказных кнопках и простых электромеханических реле – и никаких «зависаний» и сбоев. Все-таки не зря нас так боялась половина мира!
Сегодня любой посетитель может спуститься на лифте к пульту управления ракетами, посидеть в кресле дежурного офицера, привязавшись на случай ядерного взрыва ремнями.
Колеса «стратегов»
Эта позиция ракетчиков под Первомайском не принадлежит к комплексам самоходных пусковых установок, на боевом дежурстве сутками напролет курсировавших по безлюдным районам. Тем не менее автомобили мы тут нашли. В целом это знакомые всем многоосные МАЗ-537 – особо мощная версия модели «535», известной под именем «Ураган». Ракетчики укомплектовали их уникальными прицепными системами, изготовленными, кстати, в Украине. Предназначены они для транспортировки стратегических ракет, установки и извлечения их из шахты.
Каждую из гигантских сигар весом от ста до двухсот тонн нужно было перевезти по дорогам общего пользования – через мосты, села и города. Масса некоторых загруженных автопоездов достигала 240 тонн, и множество колес (количеством до сорока) распределяли эту тяжесть по дорожному покрытию без вреда для последнего. Тяговую силу дизеля V 12 реализовывали четыре ведущих моста и активные тележки передка прицепа, приводимые посредством электродвигателей. Но при движении по местности со сложным рельефом ощущалась недостаточная энерговооруженность сцепки. Поэтому в дополнение к основному тягачу сзади в работу «впрягался» еще один МАЗ – толкач. Оснащенный вынесенной на несколько метров вперед штангой-сцепкой, он через особое гнездо подталкивал прицеп сзади. Управление двигателем и трансмиссиями обеих машин было синхронизировано, их экипажи общались между собой по так называемой шлемофонной связи.
Машине с прицепом такой длины очень нелегко маневрировать и «парковаться» с высокой точностью. Поэтому все колеса задней тележки прицепа-установщика управляемые – поворачиваются на нужный угол. Руководит этим процессом уже не водитель, сидящий в одной из передних кабин, а… пеший боец, держащий в руках пульт дистанционного управления. Кабель от ДУ и от устройства связи с экипажем подключался к разъемам в одном из электроящиков, расположенных на удаленных от кабины бортах прицепа. При прохождении поворотов и «парковке» скорость всей многометровой системы снижалась до минимума, но не потому, что от машины отставал пеший «водитель». Просто при перевозке драгоценного груза спешить вообще не рекомендовалось, хотя на ровных участках скорость 40 – 50 км/ч считалась вполне крейсерской. Поразительно, что при установке ракеты на стартовую позицию экипаж обеспечивал точность расположения этой груженой махины на краю шахты с точностью до нескольких миллиметров!
Бесценные экспонаты
Уникальные автомобили стоят на открытой площадке, и многие из них выглядят почти как новенькие. Хоть сейчас заливай по сто литров тосола в каждый из двух радиаторов, подключай «на массу» четыре аккумулятора по 190 А.ч и отправляйся в поездку на ядерных колесах. Кстати, запустить дизель можно не только электростартером, а и по-самолетному – сжатым воздухом. Два баллона под давлением 150 атм расположены за задней стенкой кабины. Да, не забыть залить 840 л горючего в объемные баки-цистерны – из расчета 125 л на 100 км.
На одометре самого длинного автопоезда – 1234 км суммарного пробега, другой включался в работу всего четыре раза, во время перевооружения дивизии новым типом ракет. Износ минимальный, хранение гаражное (ныне гигантские ангары ликвидированы), коррозия отсутствует. Невольно представилось описание этих привлекательных экземпляров на страницах каталога «Автобазар».
Сколько же все это стоит, господа офицеры? – напрашивался вопрос. Точный ответ вряд ли существует, известно только, что такой полк в целом обходился советскому государству в сумму, достаточную, чтобы возвести «с нуля» город-миллионник.
Технические характеристики автомобиля-тягача МАЗ-537 (базовая модификация) |
|
Стратегические ракеты |
|