Моторные масла: Вопросы экономии
Поэтому выбор владельца насколько ответственный, настолько и непростой.
Совершенная, высокотехнологичная конструкция современных коммерческих дизелей требует такого же уровня обеспечения – соответствующими расходниками, топливом и, конечно же, маслами. Поскольку их «взаимодействие» с двигателем строится по нескольким направлениям, то и подбор проводится по тем же нескольким критериям.
Экономия
Главный тренд в мире смазок сегодня – это придание маслам свойств, которые будут содействовать сокращению расходов. Конечно, не следует ожидать от масла такого чуда, как снижение потребления топлива, скажем, на 10-20%. Но на фоне масштабов коммерческих перевозок даже, казалось бы, мизерная экономия по итогам определенного периода времени приносит вполне реальные деньги – сбереженные благодаря хорошему маслу. Ведь коммерческий транспорт создан для того, чтобы приносить деньги, а это означает стремление владельца автопарка к постоянному пребыванию подвижного состава на маршруте, к минимальным простоям и затратам на ремонт. К тому же большие пробеги следует умножить на численность автопарка. Сегодня в Украине не редкость автохозяйства с несколькими сотнями единиц техники, есть предприятия численностью по 500 машин, а уж автобазы числом 100-200 единиц транспорта специалисты считают типичными.
Экономить средства «на масле» можно по нескольким направлениям. Во-первых, высококачественные масла меньше выгорают в процессе работы, не требуя частого долива. Во-вторых, это увеличенный интервал замены (конечно же, если он допускается производителем двигателя) – только на снижении простоя на пункте замены смазки можно существенно сэкономить. В-третьих, хорошие масла защищают двигатель от износа в любых условиях эксплуатации, продлевая его ресурс и предупреждая поломки в пути. А это тоже экономия – и на ремонте, и на отсутствии простоя. Наконец, многие высокотехнологичные масла энергосберегающей группы обеспечивают реальную экономию горючего – за счет снижения внутренних потерь на трение в двигателе.
Экология
Хотя в нашей стране тема экологии не считается важной, и уж тем более – достойной того, чтобы за нее платить деньги, но многим перевозчикам приходится принимать ее во внимание. Хотя бы потому, что все современные коммерческие дизели отвечают определенному стандарту по выбросам вредных веществ в атмосферу. Достаточно широко распространены моторы, отвечающие требованиям Евро 5. А значит, в их конструкции присутствуют такие узлы и системы, как контур рециркуляции отработавших газов EGR, сажевый фильтр DPF, катализатор селективной нейтрализации SCR. Соответственно, такие агрегаты требуется заправлять высокотехнологичными маслами – так называемыми низкозольными (Low SAPS), а точнее, предназначенными для работы с низкозольным топливом.
Парк из 100 грузовых автомобилей, находящихся в постоянной эксплуатации, потребляет в месяц около 1 тонны моторного масла. И если небольшому предприятию из 20 машин требуется ежемесячно 200 литров, то мощное современное АТП с пятьюстами единицами подвижного состава закупает около 5 тонн масла в месяц.
Еще больше у нас моторов экостандарта Евро 4 – они широко распространены в Украине и среди корпоративных перевозчиков с новыми автомобилями, и среди «частников», эксплуатирующих «бэушные» машины, пригнанные подержанными из-за границы. Требования к ним не такие строгие, но тем не менее они высоки.
1. Что рекомендует производитель двигателя: минеральное, полусинтетическое, синтетическое и уровень вязкости по SAE.
2. Экологический класс двигателя: наличие сажевых фильтров (DPF) системы рециркуляции (EGR) и селективной каталитической нейтрализации (SCR) отработавших газов требуют соответствующего комплекта присадок в масле.
3. Класс топлива, на котором обычно эксплуатируется коммерческий дизель – обычное или малосернистое, высокого экологического класса.
4. Принадлежит ли двигатель к классу моторов с увеличенным интервалом обслуживания.