Мобильные технологии на службе аграриев
Компания Vodafone предложила мобильный сервис для аграриев, способный существенно повысить эффективность работы, сообщает РБК-Украина. Мобильные операторы уже не первый год предлагают решения М2М (Machine-to-Machine) для агросектора. Это специальные тарифы и программное обеспечение для обмена данными между техникой без участия человека. Например, установленный в комбайне трекер позволяет удаленно отслеживать его местоположение и рассчитывать время, которое понадобится на уборку урожая. Оснащенную SIM-картой систему освещения теплиц можно также контролировать удаленно, дистанционно изменяя мощность и время освещения.
Один из самых успешных примеров использования мобильных технологий в аграрном секторе – опыт турецких фермеров. Главной задачей было повысить производительность труда и увеличить доходную составляющую. Для этого несколько лет назад международная группа Vodafone запустила на базе своего турецкого оператора сервис под названием «Клуб фермеров» – Vodafone Farmers' Club. Это пакетное предложение, состоящее из специального тарифа на связь, а также дополнительных данных и советов, как вести сельское хозяйство, рассчитанных на мелких фермеров. Клуб управляется партнером Vodafone, турецким социальным предприятием по развитию информационные технологии TABIT, а также издателем сельскохозяйственного информационного портала Tarimsal Pazarlama.
Совместно с Турецким сельскохозяйственным союзом TABIT создает собственный контент для аграриев. Он также ежедневно собирает информацию о погоде на районном уровне от государственной метеорологической службы. В качестве канала коммуникаций в данном проекте выбрали SMS и Push-сообщения, которые открываются автоматически и доступны даже для старых моделей мобильных телефонов. Популярностью пользуется и интерактивный автоответчик (IVR), избавляющий неграмотное население от необходимости читать. TABIT также присылает фермерам информацию от Союза палат и бирж Турции об изменении рыночных цен на 93 сельскохозяйственных продукта. А Министерство продовольствия, сельского хозяйства и животноводства обеспечивает проект отраслевыми новостями и обновлениями по поводу государственных субсидий.
Важная часть проекта – это площадка для продажи продукции, «маркетплейс». Любой член Клуба фермеров может дать объявление о продаже семян, зерна, овощей и фруктов, удобрений, просто отправив сообщение на короткий номер. После модерации командой TABIT, объявление попадет в ряд изданий, включая портал Tarimsal Pazarlama и спутниковый канал Toprak TV. Покупатели связываются с продавцом напрямую.
Vodafone занимается маркетингом, разработкой стратегии и дистрибуцией решения. Результат – более 1,3 млн. подписчиков, из которых 70% активных пользователей. Продвинутым пользователям доступно бесплатное мобильное приложение Farmers' Club, из Play Market его уже загрузило более 300 тыс. человек. Только за первые три года существования Клуба продуктивность его членов выросла на 12%, а их доход – на 100 млн евро.
После Vodafone похожие услуги в Турции запустили и другие операторы – Turkcell и Avea. В 2015 году «Клубы фермеров» от Vodafon были запущены в Индии, Гане, Танзании, Кении, Египете и Новой Зеландии, где местным аграриям будут доступны информационные сервисы, виртуальный «маркетплейс» и мобильные платежные инструменты.
Отметим, что Клуб фермеров не приносит Vodafone прямой прибыли, он является инструментом повышения лояльности клиентов и узнаваемости бренда среди абонентов в сельской местности.