В столице совсем недавно было построено несколько крытых парковок европейского образца. Расположены они в крупных торговых комплексах и на вокзале. Корреспонденты «АЦ» решили узнать, как работают эти «пристанища для автомобилей».

 |  | В столице совсем недавно было построено несколько крытых парковок европейского образца. Расположены они в крупных торговых комплексах и на вокзале. Корреспонденты «АЦ» решили узнать, как работают эти «пристанища для автомобилей». |
«Белый кашалот»
Парковка «Белый кашалот» расположена в комплексе «Мандарин-Плаза» в Бессарабском квартале. Поворот направо возле указателя, потом налево, вниз, и мы – возле шлагбаума. Затемненная «будка» оператора на первый взгляд кажется «необитаемой». Под ней виднеется небольшой ящичек, на котором выделяется красная кнопка. Нажимаю на нее, тут же на экране появляется надпись «Возьмите чек», а через несколько секунд из специальной щели выползает и сам чек. На нем – штрих-код, время заезда и несколько правил пользования парковкой. Шлагбаум поднимается – путь на парковку свободен. В недрах крытой стоянки расположены два зала, в них размеченные и пронумерованные ряды для машин, между которыми – несколько проездов. Кое-где стоят красные таблички «зарезервировано» или «места для фирмы такой-то». Одетый в униформу сотрудник указывает нам на одну из свободных ячеек: быстро паркуемся, а то сзади поджимает еще одна машина. Кстати, здесь довольно людно – автомобили постоянно выезжают и заезжают, а их хозяева либо направляются за покупками, либо уже возвращаются с объемными сумками.
Изучаем обстановку. Все довольно заурядно: череда колонн, указательные знаки, видеокамеры, разграфленный пол, сверху – вереница труб, имеются выходы в торговые залы. Впрочем, какой еще должна быть стоянка для автомобилей? Что ж, отправляемся назад, на выезд. Перед шлагбаумом – знакомый автомат. Теперь он считывает информацию с выданных при въезде чеков. Помещаем чек в красное окошко автомата штрих-кодом вверх. На табло загорается надпись: стоянка 4 мин, оплата – 0 грн. Шлагбаум поднимается, путь свободен. Неужели бесплатно? Как оказалось, плата за стоянку продолжительностью до десяти минут не взимается. Если бы мы простояли минут двадцать, пришлось бы заплатить две гривни (см. табл.). После того как на экране автомата высветилась причитающаяся за парковку сумма, водитель расплачивается с оператором в затонированной «будке», после чего шлагбаум открывается. Кстати, как рассказали нам работники парковки «Белый кашалот», водителям, у которых есть абонемент, достаточно провести бесконтактной карточкой возле считывающего устройства, и шлагбаум откроется. Планируется, что вскоре автомобилисты смогут покупать многоразовые талоны на въезд в парковку, тогда оплата также будет осуществляться без участия оператора. Кстати, в «Мандарин-Плаза» работают две парковки – въезд на вторую расположен в нескольких метрах от первой.
Универмаг «Украина»
Следующий пункт назначения нашего экипажа – многоэтажная парковка универмага «Украина». Сюда можно заехать со стороны площади Победы, обогнув универмаг по специальной дорожке. На въезде – светофор и шлагбаум. Останавливаемся перед ним, находим «ящичек» с красной кнопкой. Делаем все, как в прошлый раз: нажимаем кнопку, шлагбаум открывается, заезжаем. В универмаге – четыре этажа, на последнем находятся кинотеатры. Именно туда мы и направляемся. На каждый этаж (а для автомобилей их восемь, а не четыре), ведет двухполосная дорожка, разделенная резиновыми ограничителями. На каждом уровне – несколько десятков мест, очерченных и пронумерованных. В отличие от стоянки в «Мандарин-Плаза», в «Украине» пол не резиновый, а полиуретановый (гладкая желтая поверхность, похожая на самовыравнивающиеся полы или линолеум). На таком покрытии колеса «цепляются» хорошо, но при резком разгоне или повороте раздается характерный визг. Кстати, заехав на многоэтажную парковку, можно увидеть панораму города, например, определить, есть ли пробки на нужном вам маршруте. Кроме того, она удобна тем, что сразу со стоянки можно выйти на необходимый уровень универмага – в супермаркет, магазины или кинотеатры. К слову, чем выше уровень, тем меньше на нем машин.
Путь назад, вниз, усеян резиновыми «лежачими полицейскими» – чтобы сильно не разгонялись на спуске. При выезде со стоянки «Украины» нет считывающего устройства – чек надо отдать оператору. Он откроет шлагбаум и даст «зеленый свет» только после оплаты услуг парковки.
«Маленькие хитрости» крытых парковок |
Украинские автомобилисты, которые пользовались полностью автоматизированными парковками за рубежом, рассказывают об одной хитрости, позволяющей не платить за услуги стоянки. После того как автомобиль простоял определенное время на парковке, наш соотечественник подходил к автомату, выдающему чеки при въезде машин, и получал въездной чек. После этого водитель забирал свою машину, предъявлял автомату только что полученный чек, и шлагбаум открывался (стоянка длительностью 10 – 15 минут, как правило, бесплатная). Чтобы не допустить подобных ухищрений, в «Белом кашалоте» и на вокзале система оснащена ультразвуковым датчиком, реагирующим на наличие автомобиля перед шлагбаумом при въезде. Если автомобиля не будет, автомат не выдаст талон, дающий право на въезд на парковку. Специалисты говорят, что датчики реагируют на металл, причем автомат может не сработать, даже если талон на въезд хочет взять мотоциклист. В паркинге «Украины» команду открыть шлагбаум на выезд дает оператор после получения денег (льготное время здесь не предусмотрено). Кроме того, оператор сличает снимки автомобиля, который с данным талоном въехал на стоянку, с автомобилем, который теперь должен выехать. То есть на чужой машине или с другим талоном уехать не удастся. Так что «маленькие хитрости» даже самых изобретательных наших сограждан здесь не пройдут.
|
|
 |
Правила для правильных |
Перед въездом на каждую из крытых парковок вывешены правила пользования. Сюда не пускают машины выше 2 – 2,1 м (в зависимости от конкретной стоянки), не разрешается ездить со скоростью больше 10 км/ч, нельзя включать дальний свет фар и пр. В свою очередь, администрация парковок не несет ответственности за сохранность автомобиля, но в случае повреждения машины всячески содействует пострадавшему (находит виновника, свидетельствует в суде, предоставляет видеоматериалы и т. д.). Кроме того, на каждой стоянке действует ряд индивидуальных правил, ознакомиться с которыми лучше перед въездом. |
|
 |
 | Некоторые характеристики крытых парковок в Киеве |
Название, месторасположение | Тип стоянки | Вместимость, мест | Тариф для разового въезда | Для постоян. клиентов | Паркинг «Белый кашалот» в ТЦ «Мандарин-Плаза» | подземный | 400 | Днем 2 грн. / 0,5 ч. Ночью 1 грн. / 0,5 ч | 540, 970 грн.** в месяц | Универмаг «Украина» | многоэтажный | 320 | 2 грн. / 1 ч | 1/2 тарифа | Южный железнодорожный вокзал | подземный | 103 | 2 грн. / 1 ч | 8 грн./сутки | Супермаркет «Европорт» | подземный | 80 – 100 | бесплатно* | – | * Для посетителей супермаркета ** За 540 грн. – с ограничением стоянки в 300 часов, за 970 грн. – без ограничений и с предоставлением постоянного места |
|
Сергей Матусяк
Фото Владислава Бойко