Автомобильное производство похоже на живой организм, каждый орган которого выполняет свою жизненно важную функцию. Чтобы изучить его изнутри, мы отправились на завод NedCar, где выпускают популярный Mitsubishi Colt.
| | Автомобильное производство похоже на живой организм, каждый орган которого выполняет свою жизненно важную функцию. Чтобы изучить его изнутри, мы отправились на завод NedCar, где выпускают популярный Mitsubishi Colt. |
Расположен NedCar в городе Борне, что примерно в 200 км от Амстердама. Это единственный полномасштабный завод по выпуску легковых автомобилей в Нидерландах, одно из крупнейших машиностроительных предприятий в стране и самых автоматизированных в Европе.
Производственный процесс на NedCar, в котором задействовано более 600 роботов и 1800 человек, позволяет собирать на одной конвейерной линии одновременно несколько разных моделей. В настоящее время здесь выпускают все модификации Mitsubishi Colt – не только 3- и 5-дверные хэтчбеки, но и кабриолеты. Производство разбито на четыре участка: штамповка, кузовное производство, покрасочный цех и окончательная сборка.
Следует отметить, что NedCar является в большей степени «сборочным» – за исключением кузовных, все комплектующие поставляются сюда «со стороны». В частности, двигатели получают с завода MDC Power GmbH в Германии.
NedCar собирает автомобили по заказам дилеров Mitsubishi. С момента, когда заказ получен, становится известен список необходимых деталей для производства данного автомобиля и их количество. Благодаря такой системе на NedCar в любое время есть все нужное для производственного процесса. Это позволяет минимизировать склад.
|
Прессовый участок Производство автомобиля начинается в прессовом цехе, куда поставляются бобины с оцинкованной стальной лентой. Листы подаются на линию, по которой им предстоит проехать 33 м. За это время они подвергаются обрубке под размер и последующей штамповке, с помощью которой им придается необходимая форма. Линия величиной с небольшой дом, состоящая из двух прессов с усилием 2800 тонн, штампует готовые к использованию части с интервалом в секунду. Кузовное производство Штампованные заготовки транспортируются в цех производства кузовов, где они свариваются в готовый каркас. Кузовная линия – наиболее автоматизированная на NedCar: 98% операций выполняется промышленными роботами. Первое действие – сварка деталей днища. Потом, в зависимости от модели и типа кузова автомобиля, производится сварка боковых панелей и крыши. После всех сварочных операций на готовый каркас машины устанавливают двери, капот и передние крылья. Линия покраски В современном покрасочном цехе кузова покрываются несколькими защитными слоями. Первоначальная грунтовка наносится электролизным методом, путем полного погружения кузова в ванну с грунтом. Разница в электрическом потенциале между кузовом и стенками ванны способствует прочной и однородной грунтовке кузова, включая все скрытые полости. Потом все внутренние и наружные швы закрывают специальным герметиком. Чтобы ограничивать распространение шума и вибраций, внутри кузова клеятся битумные подложки. Далее защитное покрытие из эластичного пластика накладывается на днище кузова, затем наносятся еще несколько слоев, и лишь после этого кузов отправляется на покраску в роботизированную краскопультную камеру. Сборочное производство На линии сборки покрашенные кузова превращаются в готовый автомобиль. Здесь устанавливаются блоки передних и задних бамперов, детали интерьера, ходовая и т. д. На заводе вместо сборки из отдельных деталей активно используется так называемый модульный монтаж. Модуль – это предварительно собранный блок, например, приборная панель или силовой агрегат. Только на этой линии начинают проявляться различия моделей по комплектации. Чтобы собрать автомобиль, необходимо около 3500 узлов и деталей! После осмотра и проверки качества машины отправляются на стоянку готовой продукции, а оттуда – к покупателям по всей Европе. |
|
|
|
История NedCar В июне 1968 года в присутствии королевы Нидерландов Юлианы в Борне был торжественно открыт завод компании DAF. С его конвейера стали сходить малолитражки DAF-33 с двухдверным кузовом седан и клиноременной вариаторной трансмиссией Variomatic. Спрос на компактные экономичные машинки рос, и спустя несколько лет объем производства увеличился до 100 тысяч автомобилей в год. В начале 70-х компания DAF продала треть акций завода шведскому машиностроительному концерну Volvo, а в 1975-м завод в Нидерландах полностью стал собственностью шведов. В результате модель DAF-66 переименовали в Volvo 66, который продержался на конвейере до 1981 года. Вскоре место на сборочной линии заняли новые модели Volvo 343, а затем «четвертой» серии, в том числе оригинальный спортуниверсал Volvo 460. В конце 80-х активные попытки расширить присутствие на европейском рынке начала предпринимать компания Mitsubishi. В свою очередь, Volvo искала надежного партнера, чтобы максимально эффективно задействовать имеющиеся производственные площади. Так, в 1991 году при поддержке правительства Голландии было создано СП NedCar (Netherlands Car B.V.), выпускающее популярные в Европе, и у нас также, соплатформенные модели Volvo S40/V40 и Mitsubishi Carisma/Space Star. Впрочем, глобализация, охватившая страны Западной Европы, привела к тому, что концерн Volvo продал свое легковое подразделение американскому Ford. Новые владельцы быть совладельцами СП не пожелали, и весной 2004 года Mitsubishi стала полновластным владельцем предприятия NedCar. После ухода шведов освободившиеся мощности планировалось использовать для расширения сотрудничества с концерном DaimlerChrysler. Конвейерную линию разделили между собой две соплатформенные модели, разработанные в тесной кооперации между новыми партнерами – Mitsubishi Colt и Smart Forfour. Однако после рыночного провала модели Smart Forfour немецкий концерн отказался от дальнейшего сотрудничества. Поэтому сегодня на мощностях завода выпускается только Mitsubishi Colt. |
|
|
Сергей Иванов
Фото автора и Максима Кадакова
Редакция благодарит компанию «Торговый Дом «НИКО» за помощь в организации поездки