X

Максим Шкиндер: украинец, который стал дизайнером McLaren

Стать автомобильным дизайнером - мечта едва ли не каждого второго мальчишки. Вот только реализовать ее получается далеко не у всех. А уж попасть в мир творцов суперкаров – и вовсе шальные грезы. Но один украинец все-таки смог воплотить все это в жизнь и пробился в ряды дизайнеров знаменитого производителя суперкаров – самого McLaren.

Максим Шкиндер
Дизайнер McLaren
Родился: Украина, Энергодар

Обучение:
Киевский государственный институт декоративно-прикладного искусства и дизайна имени М. Бойчук
IED Istituto Europeo di Design (Турин)
Работа:
Стажировка в студии Артемия Лебедева
Skoda
McLaren

Ac.ua: Как все началось?
М.Ш.: Вообще в автомобильный дизайн можно попасть двумя путями. Либо быть креативным человеком, когда тебе все равно, что рисовать. Такой человек хорошо понимает формы, пропорции, линии. Это то, без чего в автомобильном дизайне нельзя существовать. Либо же, можно быть автомобильным фриком: расти на автомобилях, читать автомобильные книги и не вылезать из гаража. Я не фанател от автомобилей. Я поздно начал ними интересоваться, а на «права» сдал, уже работая в Чехии. И в гараже с отцом я тоже не рос. Я просто любил рисовать. Сначала двухмерные рисунки. Потом, в определенный момент я понял, что у меня получается чувствовать форму, когда ты видишь объект и уже представляешь как он должен выглядеть с другой стороны. А это уже то, где начинается промышленный дизайн. Я поступил в Киеве на промышленный дизайн, где есть часть курса посвященная транспортной теме. В процессе учебы я понял, что мне комфортно работать именно с автомобилями. Начиная с конца второго курса, я начал сужать фокус своего внимания исключительно до автомобильной темы. Вместо пар философии и истории занимался автомобильным дизайном, и все свое свободное время я тоже отдавал этому. Даже моя девушка обижалась, что я не уделяю ей достаточно внимания.

Ac.ua: Был ли практический расчет в выборе профессии?
М.Ш.: Скорее это была романтика. Ведь я себе даже не представлял сложности, с которыми предстоит встретиться в становлении автомобильным дизайнером. Мне просто нравилась мысль стать автомобильным дизайнером. Но это было рискованно, потому что не было гарантии, что все получится.

Ac.ua: Нам в редакцию часто приходят письма от ребят, которые на листке бумаги рисуют свои автомобильные эскизы и скетчи, мечтая стать автомобильным дизайнером. Что бы ты им посоветовал?
М.Ш.: Как не печально, но рисуя машины на листиках в клеточку у ребят нет шансов, если только они не начнут заниматься, и не будут совершенствоваться. Им нужно понимать, что пока они рисуют на листике их ровесники в Германии и США рисуют, обучаясь в профессиональных дизайнерских школах. А учитывая, что рынок автомобильного дизайна глобальный, работодателей не так много. И они, конечно же, выберут более продвинутых ребят.

Ac.ua: Как получилось прорваться у тебя?
М.Ш.: Мой опыт можно охарактеризовать фразой «К чему приводят неосторожные мечты». В самом начале я не понимал, как я смогу реализовать свои способности и талант. Я просто шел по дорожке, которая все время сужалась. И много работал. В итоге я оказался в ситуации, когда в нашей стране я оказался со своими навыками и целями никому не нужен. Так я попал за рубеж. Фактически у меня не оставалось выбора. Но чтобы тебя заметили нужно все время быть активным, участвовать в конкурсах.

Ac.ua: Как это происходит?
М.Ш.: Собственно – слать работы в журналы. Когда их замечают и публикуют, это придает энтузиазма и вдохновения. Я когда-то отослал свои рисунки и их сразу же публиковали в журнале. Это стало для меня сигналом, что это кому-то нравится и в определенный момент может понравиться и профессионалам. Я ездил на книжный рынок Петровку и покупал там эти журналы. Я их до сих пор храню. Очень важно держать связь с людьми. В частности с ребятами, которые уже учатся за рубежом. Я в свое время связывался с Владимиром Пирожковым (дизайнер Citroen и Toyota -ред). Он мне давал какие-то рекомендации. Есть же известный украинец Алексей Цаплий, который работал на Alfa Romeo. Есть Дмитрий новиков, который учился в той же школе что и я.

Ac.ua: Есть ли мечты на будущее? Попасть в какое-то супер ателье? Хотя после McLaren наверное сложно себе ставить новые горизонты. Или поработать с каким-то именитым дизайнером, например Джуджаро.
М.Ш.: О нет. Джуджаро после перехода под крыло Volkswagen и последующей продажи компании дискредитировал себя в мире дизайнеров.

Ac.ua: А как на счет индустриального дизайна?
М.Ш.: От промышленного дизайна я отошел. Ведь среди дизайнеров бытует такое мнение, что из индустриального дизайна очень сложно попасть в автомобильный. А автомобильные дизайнеры могут, ну что ли снизойти до того, чтобы сделать что-то в промышленном дизайне. Автомобильные дизайнеры это такая себе закрытая каста.

Ac.ua: А чем ты занимаешься на McLaren?
М.Ш.: У нас небольшая команда дизайнеров и каждый из нас должен уметь рисовать как интерьер, так и экстерьер. Я кроме того я вхожу в круг тех нескольких человек, которые работают над программой advance design. Это разработки на тему видения будущего автомобиля в ближайшие 15-20-50 лет.

Ac.ua: Есть ли привязка в разработках виденья будущего к перспективным техническим разработкам? Общаетесь ли вы с инженерами?
М.Ш.: Были такие попытки. Но неправильно смотреть на будущее с сегодняшним пониманием технологий и конструкции. Уже через пять или десять лет ситуация изменится и возможности техники будут больше. Поэтому ограничивать себя рамками сегодняшних технологий было бы неправильно. Мы даем волю фантазии с расчетом на то, что технологии подтянутся и в будущем позволят реализовать все, что мы напридумываем.

 

Ac.ua: Где сложнее работать в массовой Skoda или эксклюзивном McLaren?
М.Ш.: У Skoda больше модельный ряд, но у них сильное влияние Volkswagen. У нас даже были ситуации, когда приходилось избегать ряда решений, чтобы они не конкурировали с VW.  В какой-то момент я себя поймал на мысли, что я начинаю рисовать одно и то же. Слишком много ограничений. Для меня, как для дизайнера, это опасно. Потому что моя фантазия это то, что обеспечивает мне доход и развитие карьеры. Это то, чем я ценен для компании. Если моя фантазия начинает страдать, то нужно не побояться сказать стоп и двигаться дальше в другом месте.

Ac.ua: Ты видишь свое будущее именно в McLaren?
М.Ш.: Если представить себе, что я работаю в McLaren следующие двадцать лет своей жизни, то меня это пугает. Ведь есть такие новые проекты, как Faraday Future. Они эпатажные. Возможно это и пшик как бизнес проект, но с точки зрения дизайна – очень интересно. 

Ac.ua: А как на счет восточных компаний? Корея, Китай? Ведь туда переехали такие гранды дизайна как Питер Шраер на Hyundai-Kia, или Питер Хорбури на Geely-Volvo.
М.Ш.: Предложения поступают от различных компаний. В основном активно предлагают интересные контракты китайские бренды. Но если ты обладаешь амбициями, то лучше задержаться в Европе. В Китае хорошие деньги, но не лучшая рекомендация для последующего трудоустройства. Репутацию на этом не построишь. Мне нравится то, что я делаю в McLaren и я пока не вижу альтернативы. Возможно, я мог бы рассмотреть американские студии европейских брендов. Жизнь на берегу океана вдохновляет больше, чем бесконечные лондонские дожди.

Ac.ua: Сейчас у тебя все хорошо. Может самое время наслаждаться достигнутым?
М.Ш.: Наоборот, страшно остановиться. Ведь остановка в развитии означает шаг назад. Чтобы оставаться в тонусе необходимо окунать себя в сложные условия, когда тебе нужно чему-то учиться, к чему-то стремиться. Сейчас для меня это английский язык. Ведь в Британии он родной для людей и говорят они совсем не так как в Италии или Чехии. Британцы – носители языка и говорят витиевато, быстро. Но это хорошая закалка.

Ac.ua: В свое время был громкий скандал с дебютом нового поколения BMW 7 серии (E65) от Криса Бэнгла. Многие ее считали некрасивой и ругали дизайнера. Как к Бэнглу относишься ты?
М.Ш.: Еще в Киеве я спорил с другом о том, кто первый пожмет руку Крису Бэнглу. Тогда это казалось нереальным. Но уже спустя пару лет мне довелось встретиться с Бэнглом. Однажды когда я учился в Италии в IED Istituto Europeo di Design он приезжал на защиту дипломов, давая свою оценку нашим работам. И я стоял с ним рядом так же, как сейчас с тобой. Как я к нему отношусь? Он легенда автомобильного дизайна и не раз доказывал свой талант еще до BMW.