X

Ксенон: насколько безопаснее и насколько опаснее

Зимой в темноте приходится ездить намного больше, поэтому об улучшении света фар автовладельцы задумываются намного чаще, обращая свой взор на ксенон. Но если раньше нештатный ксенон слепил других водителей, то современное поколение совсем другое.

Лет пять назад, в разгар моды на незаводской ксенон, можно было услышать множество негативных отзывов о нем от тех, кто много времени проводит за рулем. Владельцы машин с неоригинальным ксеноном первых поколений не знали или не хотели замечать, что их фары слепят других водителей. Но сегодня, анализируя ночной поток столицы, мы не заметили увеличения доли машин, которые слепят других автомобилистов. Но ведь «ксеноновый» бизнес в Украине не умер! Просто неоригинальный ксенон стал более совершенен.

Улучшайзинг

Улучшения качества работы оригинального ксенона добились несколькими путями. Первый – самый простой. Производители газоразрядных ксеноновых ламп, в том числе из Поднебесной, нанесли на колбу лампы в определенных зонах специальное покрытие. Это новшество позаимствовано у оригинальных газоразрядных ламп с индексом R (D1R, D2R, D3R и др.), устанавливаемых некоторыми автопроизводителями на конвейерах в рефлекторную ксеноновую оптику. Это покрытие перекрыло излучение паразитирующих лучей света в те зоны отражателя фары, которые создают слепящий эффект. Световое пятно стало немного четче, но все же распределение света не получило идеальных характеристик. Второй путь – самый оптимальный и эффективный. Под ксеноновые комплекты начали делать специальные модули с линзами, которые размещаются внутри фары.

Ксеноновый модуль включает в себя линзу, компактный отражатель и шторку, формирующую правильную линию распределения света. В би­ксеноновых линзах верхняя часть шторки подвижна и управляется электромагнитным приводом. Последний подключается к плюсовому проводу дальнего света при установке билинз в оптику с раздельным ближним/дальним светом фар (например, Н7), а в совмещенных (H4) используется вспомогательная проводка. Водитель включает дальний свет, шторка открывается, и весь световой поток через линзу подается перед автомобилем вдаль на дорогу. Интересно, что зоны освещения ближнего света в линзе максимально приближены требованиям ПДД. Так эффект ослепления неоригинального ксенона удалось ликвидировать.

Ситуации, когда при наличии линз все равно ослепляешь других участников дорожного движения, лежат на совести водителей, которые при загрузке авто не регулируют ручным корректором фар направленность света и забывают мыть загрязненные стекла фар (иначе слой грязи преломляет световой поток, обеспечивая слепящий эффект). Можно, конечно, установить и автоматический (динамический) корректор фар и фаро­омыватель, но это дополнительные расходы. Так, оригинальная система динамической регулировки фар обойдется в не одну тысячу гривен, а на бюджетные модели вы ее просто не найдете. А неоригинальные универсальные автокорректоры в Украину практически не завозят. При доставке под заказ они будут стоить $150–200 за комплект.

Ксенон-комплекты

Как и несколько лет назад, на украинском рынке в основном представлены комплекты ксенона из Китая. Но их стоимость может сильно отличаться – от $55 до $160. На ценообразование влияет мощность ламп (они бывают от 35 до 50 Вт), а также эффективность их работы и ресурс системы. Сильная разница сейчас остается по качеству светового потока. Так, по информации директора интернет-магазина Vapila Игоря Комиссарова, в дорогих комплектах ксенона применяются лампы, сделанные на базе колб Philips. Их светоотдача на 10–20% выше, чем у более дешевых аналогов.  

Монтаж в фары
Установить линзы в фары не очень сложно. Эти ксеноновые модули крепятся к штатному отверстию фары, куда вставляется «родная» галогенная лампа. Имеющиеся вырезы этого отверстия для правильного размещения лампы в фаре позволяют установить линзу и одновременно ее отцентровать. Наибольшие проблемы возникают в фарах, у которых стекло приклеено к корпусу, а не посажено на термогерметик. Последний легко отогревается феном, что дает возможность снять стекло, а после монтажа линзы так же поставить. Там, где используется клей, наши мастера аккуратно разрезают корпус фары, а после монтажа би­ксеноновых модулей спаивают его обратно. Эта технология в ремонте гораздо дороже. Иногда выгодно купить неоригинальные фары со стеклом на термогерметике и в них уже установить линзы. В фары с рифлеными стеклами ксенон с линзами можно ставить только после удаления рисунка со стекла (полировкой) или после изготовления нового стекла без рисунка. В этих случаях лучше воспользоваться услугами мастерских с соответсвующим опытом и оборудованием.

Для установки ксенонового модуля – линз следует снять стекло фары, после чего его лучше посадить на термогерметик.

Что будет завтра

Конечно, готовящийся закон о дорожном движении пугает многих автовладельцев. Но в этом вопросе есть надежда на то, что наши законотворцы обратятся к опыту Евросоюза, где имеются некоторые оговорки по поводу использования фар с ксеноновыми газоразрядными лампами. Например, в некоторых европейских и японских авто ксеноновые лампы монтируются в обычных нелинзованных фарах (Mercedes-Benz, Toyota, Nissan). В других (Subaru Forester) у ксеноновых фар нет омывателя и динамической регулировки света. У Skoda для модели Spaceback предлагаются обычные фары с ксеноновыми газоразрядными лампами мощностью 25 Вт и с плотностью светового потока 2000 лм. Благодаря их меньшему световому потоку (у обычных ксеноновых ламп – 3200 лм, у стандартных галогенных ламп накаливания – 1000 лм) в конструкцию серийных автомобилей не требуется устанавливать систему динамической регулировки света фар и систему очистку фар. В условиях серийного производства это снижает себестоимость машины и вес оборудования по сравнению с ксеноновыми фарами с большей плотностью светового потока.

Стоимость комплектующих для неоригинального ксенона
Комплект ксенона/би­ксе­нона на 35 Вт (блоки розжига, лампы, проводка)

От $45/$70

Комплект ксенона/биксенона на 50 Вт (блоки розжига, лампы, проводка)
От $100/$120
Дополнительный провод для ламп H4
От $5–15
Линза G5
От $40
Линза G5 Ultimate
От $65–75
Линза G6 (Q5)
От $79
Маски
$5–20
Маски с неоновыми «ангельскими глазками»
$20–35
Маска с светодиодными «ангельскими глазками»
$35–50

Мнения

Мнение экспертов о безопасности неоригинально-го ксенона. Готовы ли они выдвигать требования производителям в вопросе повышения безопасности этих систем освещения?

«Шторка» на определенных зонах колбы ламп H7R перекрывает паразитирующие лучи света, которые создают слепящий эффект.

 

Игорь Комиссаров Директор интернет-магазина Vapila

За 10 лет существования альтернативного, «нештатного» ксенонового оборудования на рынке Украины оно прошло несколько этапов эволюции. Раньше установка ксенона – это был своего рода фетиш, ставили цветовые температуры с насыщенным голубым цветом, чтобы выделиться на общем фоне, забывая о том, что высокие температуры имеют эффект ослепления. На протяжении последних лет значительно возросла сознательность и грамотность автомобилистов, что не может не радовать. По нашей статистике, сегодня более 50% водителей отдают предпочтение максимально эффективной цветовой температуре с минимальным коэффициентом ослепления -4300°К. Можно проследить тенденцию – от красоты, к которой тяготели раньше, к эффективности, которая в приоритете сейчас. Появление биксеноновых линз стало каким-то снежным комом, который все продолжает накатывать. Китайские братья на потребности нашего рынка отреагировали максимально динамично, предложив билинзы, которые призваны решить вопрос качественного света. Тот спрос на них, который мы наблюдаем сейчас, обусловлен доступной ценой, высокими показателями качества света в сочетании с отсутствием эффекта ослепления встречных авто.

 

Сергей Пустовит Руководитель отдела продаж MLux Automotive

На современном рынке внештатного автосвета происходит смещение приоритетов потребителей в сторону безопасности движения, которую может обеспечить только качественный ксеноновый свет. Концепция торговой марки MLux – высокое качество по доступной цене – в полной мере отвечает требованиям сегодняшнего дня. При производстве ксеноновых ламп MLux используются оригинальные кварцевые колбы Philips, для обеспечения совпадения центра свечения ксеноновой лампы с галогенной и, как следствие, правильной фокусировки луча строго контролируются расстояния между электродами. Чтобы свести к минимуму вероятность ослепления водителей встречных машин, в 2013 году MLux выпустил конструктивно новые ксеноновые лампы ближнего света H7R. На их колбе имеется специальная шторка для формирования оптимального светового пучка. Как и все новинки MLux, прежде чем выйти на украинский рынок, лампа H7R успешно прошла ряд тестов, в том числе стендовое тестирование и полевые испытания в сложных условиях на автомобилях разных классов. Шторка (напыление) позволяет более точно по сравнению с аналогами сфокусировать границу ближнего света и обезопасить встречных водителей от слепящих паразитных лучей.