X

Кондиционер: Профилактика прохлады

Жара и кондиционер – неразлучная пара. Когда шли дожди, никто особо не задумывался о «климате» в машине, но сменившая их жара заставила авто­владельцев вспомнить о кондиционере или климат-контроле. Думаю, к системе охлаждения салона есть вопросы.

В преддверии лета мы уже рассказывали об особенностях эксплуатации автомобильных кондиционеров и систем климат-контроля (см. «АЦ» № 20’2014). Сегодня мы отправились на столичную СТО, чтобы посмотреть, как обслуживают кондиционеры те, кто этим занимается больше десяти лет. По утверждению директора данной станции технического обслуживания Сергея Кубая, у них есть годами отработанная методика обслуживания кондиционеров. Например, комплексное обслуживание автомобильных систем кондиционирования воздуха включает в себя три этапа.

Этап 1. Перезаправка

Первый этап – откачка рабочего газа, хладагента и смазки, вакуумирование сис­темы и проверка на предмет потери герметичности, закачка масла, хладагента и красителя. Лучше, когда все это осуществляется с помощью специального стенда  по правильной технологии и с проверкой системы на герметичность. Некоторые такие стенды даже способны определять качество хладагента. Если вам в систему ранее заправили некачественный рабочий газ, стенд откачает его в приемный резервуар, но в дальнейшем откажется заправлять в сис­тему. Еще установка интересна тем, что, если поставщик на СТО решил сэкономить и купил китайский хладагент, она откажется заправлять его в систему кондиционирования автомобиля. Кстати, вся процедура диагнос­тики и закачки масла, газа и красителя осуществляется стендом по алгоритму производителя кондиционеров. Гаражные «спецы», как правило, не имеют подобных стендов – обладая обычным компрессором и ресивером с хладагентом, они не могут провести полноценную проверку. А если еще под капотом вашей машины нет таблички, какой фреон применяется и сколько его нужно заправить в систему, то газ могут «недолить» или «перелить». В обоих случаях кондиционер не будет нормально работать, что повлечет не только снижение эффективности охлаждения, но и уменьшение ресурса дорогостоящего компрессора. И еще один важный момент – с помощью такого оборудования вам в систему могут закачать под видом качественного низкокачест­венный фреон.   

В систему закачивают свежие масло и краситель, а старое откачивается в отдельную тару.

Проверку системы кондиционирования осуществляют под разным давлением.

Флуоресцентый краситель, который на СТО закачивают в систему дополнительно, необходим по очень простой причине. В случае утечки хладагента вам не нужно будет повторно заправлять систему рабочим газом, чтобы искать место утечки. Таким образом вы экономите и время на поиск места разгерметизации, и средства, так как заправку для проверки не делают бесплатно. Благодаря наличию флуоресцентного красителя в системе зону в месте утечки выдадут следы брызг этого красителя. Так что если вас спрашивают, заливать ли краситель, лучше дайте добро.  Стоимость перезаправки с использованием специального оборудования и добавкой красителя колеблется от 280 до 500  грн. Цена зависит от того, сколько хладагента пришлось добавлять в систему. Добавка красителя стоит 30 грн.

Вся процедура диагностирования и закачки происходит по алгоритму, который «прописывает» производитель кондиционеров.
Место утечки хладагента с красителем легко обнаруживается с помощью света ультрафиолетовой лампы и желтых очков.

Потребность в процедуре перезаправки-дозаправки возникает в случае снижения эффективности работы системы охлаждения салона, появления посторонних шумов при работе кондиционера каждые 3–4 года эксплуатации автомобиля. А ­если автовладелец заметил (при ежегодном обслуживании кондиционера), что за один летний сезон эксплуатации система теряет до 100 граммов хладагента, процедуру перезаправки нужно проводить каждый год. При этом желательно поискать «виновника» утечек. Если его замена стоит не так уж дорого, тогда лучше будет заменить деталь, потерявшую герметичность. Дорогие узлы есть смысл менять только в том случае, если за сезон теряется более 300 граммов хладагента.    

Этап 2. Внутренняя чистка

Второй этап включает в себя замену фильтра салона и бактериальную чистку радиатора испарителя кондиционера, который «спрятан» в конструкции торпедо. Бактериальная чистка подразумевает подачу на радиатор специального моющего, дезинфицирующего раствора в парообразном состоянии. Для этого применяют специальное устройство, которое заправляется дезинфицирующим составом. Такой «антибиотик» убивает все микробы, которые приютил слой пыли и влаги на поверхности испарителя. Влага здесь появляется в результате процесса конденсации  – при контакте теплого, увлаж­ненного воздуха со стенками сот испарителя, на которых из-за их более низкой температуры оседают частицы воды. Микрочастицы пыли, пыльцы и другого мусора проникают сюда через воздушный фильтр салона, особенно при его загрязнении, когда воздух просачивается через щели вокруг корпуса фильтра. Антибактериальная обработка обойдется в 390 грн.

Грязный воздушный фильтр салона приводит к перегрузке электровентилятора системы вентиляции салона и снижению его ресурса.

Фильтры салона бывают двух типов – обычные и угольные. Первые защищают радиатор-испаритель и салон от попадания пыли снаружи автомобиля, а второй – еще и от пыльцы, источника аллергии, а также некоторых вредных веществ в составе отработавших газов автомобиля. Проникающие при загрязнении фильтра салона в радиатор испарителя пыль, пыльца и другой мусор под действием влаги провоцируют не только размножение болезнетворных бактерий, но и возникновение коррозии на поверхности радиатора. Из-за этого он может потерять герметичность, а замена испарителя, например, на Subaru Forester, обойдется минимум в 3200 грн.  Стоимость фильтров салона колеблется от 95 грн. за прос­тые до 270 грн. – за угольные. Стоит отметить, что потребность в чистке испарителя существенно снижается, если перед стоянкой выключить кондиционер и дать вентилятору системы просушить радиатор-испаритель. Так на нем не остается влаги, которая после разогрева провоцирует размножение бактерий.  

Периодичность бактериальной чистки – раз в три года или при появлении неприятного запаха в салоне.

Этап 3. Наружная уборка

Третий этап включает проверку, а при необходимости чистку радиатора-конденсора. Он располагается перед основным радиатором системы охлаждения, сразу за декоративной решеткой радиатора. По ряду причин этот узел нуждается в периодической чистке. Во-первых, при его загрязнении ухудшается теплообмен, что замедляет процесс преобразования хладагента из парообразного состояния в ­жидкое, а значит, компрессору приходится более интенсивно работать, что сокращает его ресурс. Во-вторых, загрязненный радиатор-конденсор препятствует прохождению через него воздуха к радиатору системы охлаждения двигателя. Это может привести к перегреву мотора со всеми вытекающими последствиями, требующими дорогостоящего ремонта. В-третьих, загрязненный радиатор-конденсор в целом ухудшает «продувку» моторного отсека, что вызывает рост температуры под капотом. А это влечет снижение срока службы патрубков, сальников, различного рода уплотнений и электропроводки. Проверить степень загрязнения  радиаторов можно путем их просвечивания. Если свет проходит равномерно по всей площади радиатора, значит, все нормально, если есть затемнения, нужна чистка – продувка сжатым воздухом, промывка струей воды под небольшим давлением. Больше всего мусора скапливается в щели между радиаторами. Для наиболее эффективной чистки требуется демонтаж радиаторов. Во многих современных иномарках для этого приходится снимать всю переднюю облицовку, включая бампер.  Потребность в чистке конденсора возникает при признаках перегрева  двигателя, при постоянно включенном вентиляторе системы охлаждения мотора.

Проверка радиаторов на просвет – способ контроля степени их ­загрязнения.

 

Сергей Дорошенко Мастер СТО «Премиум-Сервис». Стаж рабо­ты – 15 лет

Хочу предостеречь автовладельцев, которые применяют или хотят использовать любительские очистители радиаторов кондиционеров, продаваемые в аэрозольных баллончиках. В моей практике было несколько случаев, когда из-за обильного впрыскивания аэрозоля происходило «заливание» электродвигателя вентилятора, и он перегорал. Особенно это актуально для машин старых конструкций.

Фото Андрея Яцуляка