С 28 по 30 мая в Киеве проходил 12-й по счету крупнейший технический фестиваль Old Car Land, на котором были представлены сотни интересных образцов автомототехники
Экспозицию Old Car Land 2021, по традиции разместившуюся на территории Государственного музея авиации, открывала эффектная коллекция представительских автомобилей, выпущенных в разные годы.
Автомобили партийной элиты
Прежде всего нужно назвать ветерана ЗИС-110, который выпускался с 1945 по 1958 год. Внешне автомобиль почти точно копировал Packard 180 модели 1942 года, да и конструктивно был близок к «американцам».
Впервые в отечественном автостроении автомобиль получил переднюю независимую подвеску, одометр, гидравлические стеклоподъемники и радиоприемник. Семиместный лимузин оснащался рядной 6-литровой «восьмеркой» в 140 л. с. и достигал скорости 140 км/ч – такое уж совпадение цифр. Всего было выпущено 2083 автомобиля.
На стенде были показаны и представительские автомобили ЗИЛ более позднего выпуска. Модель ЗИЛ-114 впервые в отечественном автопроме имела трехконтурные дисковые тормоза, по лицензии фирмы Girling, откидной руль и электростеклоподъемники. Автомобиль выпускался в 1967 – 1977 гг. и постоянно обновлялся. Каждая машина собиралась вручную. Всего было сделано 113 экземпляров. Двигатель V8 (6,95 л) развивал 300 л. с. Коробка передач – автоматическая. Максимальная скорость – 190 км/ч.
На фестивале показали два ЗИЛ-114: ранний 1971 года выпуска (шасси №16) и поздний – 1977 года (шасси №102). Последний, под индексом 114Е имеет фары в рамках, ячеистую решетку радиатора, иные крылья и другую заднюю часть со светотехникой.
Был показан также и ЗИЛ-115, хотя по сути это переходная модель – ЗИЛ-114Н. Интересно, что 30 таких машин были изготовлены в 1978 году специально для обслуживания гостей Олимпиады-80. Нового двигателя в 315 л. с. еще не было, поэтому использовали старый от ЗИЛ-114.
Конечно же, не обошлось на стенде и без представительских автомобилей «Чайка». Здесь демонстрировалась модель ГАЗ-13, которая выпускалась в 1959 – 1978 гг. и была изготовлена в количестве 3179 штук. Автомобиль с явно выраженным американизированным дизайном, правда уже устаревшим, имел двигатель V8 (5,5 л) в 195 л. с. и развивал 160 км/ч.
Не избежала американского влияния и следующая «Чайка» – ГАЗ-14, по сути, скопированная с модели Chrysler Imperial. Опытный образец появился в 1967 году, а в серию машина пошла только 10 лет спустя. Интересно, что самый первый автомобиль, вишневого цвета, был подарен в декабре Леониду Брежневу, на день рождения, к его 70-летию. Двигатель V8 (5,5 л) развивал 220 л. с. Максимальная скорость – 175 км/ч. Всего было выпущено 1120 автомобилей.
В экспозиции также присутствовала престижная «Волга» ГАЗ-3102. Самый первый экземпляр этой машины был собран на коленке еще в 1973 году, но на конвейер она пошла только в 1981-м. Первоначально она предназначалась для партийно-хозяйственной номенклатуры и выпускалась в количестве около 3000 ед. в год. 4-цилиндровый двигатель объемом 2,44 л и мощностью 105 л. с. обеспечивал максимальную скорость в 150 км/ч. На фестивале был представлен автомобиль выпуска 1993 года, на которой ездил директор Южноукраинской АЭС.
В экспозиции присутствовал и автомобиль чехословацкого производства – представительская модель Tatra 613. Двигатель воздушного охлаждения у нее был расположен сзади, из-за чего у нас эти машины шутя называли «Большим Запорожцем». Машина разрабатывалась с 1968 года, а в серию пошла в 1974-м. Примечательно, что элегантный кузов разработало известному итальянское ателье Vignale. Мотор V8 (3,5 л) развивал 165 л. с. и разгонял автомобиль до 190 км/ч. Представленная машина 1976 года выпуска принадлежала выдающемуся украинскому оперному певцу Владимиру Гришко.
Замыкал ряд представительских автомобилей микроавтобус ЗИЛ-3207 «Юность» 1994 года выпуска. Эти машины производились с 1991 по 1998 гг. и предназначались для обслуживания правительственных делегаций. Показанная на Old Car Land 2021 машина (шасси №72) в свое время была закреплена за правительственным санаторием в Форосе, во времена президента Украины Леонида Кучмы.
Модель «Юность» длиной 6,84 м вмещала 16 пассажиров и оснащалась двигателем V8 (7,0 л) мощностью 180 л. с., работающим в паре с автоматической КП. Максимальная скорость – 140 км/ч.
Европейские раритеты
На фестивале было представлено большое количество легковых автомобилей, произведенных в разное время различными европейскими производителями. Одна из них – Mercedes-Benz 230 SL 1965 года выпуска (кузов W113) получила Гран-при – главную награду фестиваля. Это первенец знаменитого семейства автомобилей спортивного типа, куда входили с 1967 года также модели 250 SL и 280 SL.
Индекс SL расшифровывается как Super Light («сверхлегкий»), так как капот, двери и крышка багажника были изготовлены из алюминия. Модель 230 SL имела «шестерку» рабочим объемом 2,3 л мощностью 150 л.с. и могла развивать 195 км/ч. Интересно, что Mercedes-Benz впервые предложил на автомобилях такого типа автоматическую коробку передач (опция). Представленная на выставке модель имеет оригинальную съемную жесткую крышу. Эти машины также выпускались и с брезентовом верхом. Всего в 1963 – 68 гг. выпущено 19 831 автомобиль модели 230 SL.
Первым автомобилем фирмы Peugeot, созданным после Второй мировой войны, являлась модель 203. Примечательно, что в 1949- 1954 гг. это был единственный автомобиль марки, находящийся на производстве. На фестивале она была отмечена призом за лучшую реставрацию иностранного автомобиля. Мотор в 1,3 л (42-45 л. с.) обеспечивал скорость 120 км/ч. До февраля 1960 года изготовили 700 тыс. машин.
Модель Citroen DS 23 была самой мощной в легендарной гамме DS и достойно ее завершила. Модели семейства DS отличались неповторимым дизайном и получили неофициальное название «Акула». Они оснащались оригинальной гидропневматической подвеской, позволяющей измерять клиренс в широких пределах.
Двигатель модели DS 23 рабочим объемом 2,3 л и мощностью 141 л. с. разгонял машину до 188 км/ч. На фестивале Old Car Land 2021 она завоевала приз в номинации «Автомобиль-киногерой», поскольку снималась в ряде фильмов, в том числе в знаменитой ленте «Фантомас». Всего за 20 лет до 1975 года включительно было выпущено 1 млн 455 тыс. 746 автомобилей семейства DS.
Приз фестиваля в номинации «Редкий автомобиль» получила спортивная машина Autobianchi A-112 в доработке известной итальянской фирмы Abarth. Машина 1975 года выпуска оснащена двигателем рабочим объемом 0,9 л в 70 л. с. Для участия в спортивных соревнованиях она оборудована трубчатым каркасом и ковшеобразным сиденьем пилота.
Как отметил президент Киевского городского автомотоклуба, известный украинский гонщик Сергей Малик, в этом году планируется участие автомобиля в соревнованиях «Гонка наций», проводимой Международной автомобильной федерацией (FIA). А в следующем году машина примет участие в историческом ралли «Монте-Карло».
Интересный автомобиль Trabant 601 выпускался в бывшей ГДР на заводе в городе Цвиккау с 1983 года. Его далекий предок, модель P70 (1956 г.) имела пластмассовый кузов – впервые в мире в этом классе. Такой же кузов получили и наследники – автомобили Trabant (по-нем. «спутник»), названные так в честь запуска первого в мире искусственного спутника Земли.
На модели Trabant 601 был установлен двухтактный 2-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения рабочим объемом 594 см куб. и мощностью 26 л. с. Максимальная скорость составляла 105 км/ч. На фестивале были показаны обе кузовные версии: 2-дверный седан и 3-дверный универсал.
Легкие развозные автомобили были представлены на фестивале одной из самых массовых моделей такого типа – Volkswagen Transporter T2, причем в версии микроавтобуса на 8 мест. Машины семейства дебютировали в конце 1967 года и их ряд включал также грузовые фургоны на 0,8 – 1,0 т и грузопассажирские версии.
В разные годы на них устанавливался в корме бензиновый «воздушник» рабочим объемом 1,6 – 2,0 л и мощностью 40 – 70 л. с. Максимальная скорость у грузовиков была 90 км/ч, а у микроавтобусов 95 – 105 км/ч. Всего на июль 1979 года было выпущено около 3 млн автомобилей VW T2, а в Бразилии их производство продолжалось ло 2013 года.
Приз в номинации «Автомобиль-легенда» на фестивале получила модель Bentley S2 выпуска 1959 года. Автомобиль принадлежал британскому семейству Мак-Кордов, которое затем переехало в США. И там машину переделали на леворульную. Глава семейства был членом предвыборного штаба будущего президента США Джона Кеннеди. А сын его, потерявший слух после бомбежки Лондона в годы Второй мировой, стал основателем системы сурдоперевода и проработал у трех президентов США.
Bentley S2 впервые в истории фирмы получил двигатель V8. Рабочий объем его составлял 6,2 л, а мощность – около 200 л. с. Коробка передач была автоматическая, 3-ступенчатая HydraMatic от General Motors. Максимальная скорость составляла 180 км/ч. В 1959 – 62 гг. было изготовлено 1920 таких автомобилей.
Made in USA
На фестивале было представлено большое количество автомобилей, произведенных в США. Приз за самый старый автомобиль получил знаменитый Ford T по прозвищу «Крошка Лизи» выпуска 1912 года. Ford T был первым массовым автомобилем своего времени и его – впервые в мире стали собирать конвейерным способом. 4-цилиндровый мотор имел рабочий объем 2,9 л и мощность 20 л с. Автомобиль мог достигать скорости 80 км/ч.
Ford T находился на производстве с октября 1908 года по май 1927 года. За 19 лет было изготовлено 15 млн 007 033 автомобиля. Этот мировой рекорд продержался долгие годы и был побит только 19 января 1978 года, когда появился автомобиль Volkswagen Beetle c порядковым номером 16 255 500.
Приз «Культовый автомобиль» получила на фестивале модель Pontiac Catalina – одна из четырех т. н. полноразмерных моделей марки Pontiac, которые производились в 1965-66 гг. На них устанавливался двигатель V8 рабочим объемом 6,4 л в 256 л. с. или 6,9 л в 356 л. с. Максимальная скорость составляла соответственно 180 или 195 км/ч. Всего было выпущено 518 985 таких машин.
Дебютантом фестиваля стал автомобиль DeSoto Custom 1949 года выпуска, о котором подробно мы уже рассказывали. Это была уже вторая представленная на слете машина данной, довольно редкой у нас, марки. Первой являлась модель DeSoto S6, выпущенная в 1939 году, которая уже не раз демонстрировалась на фестивале.
Премьерой фестиваля также стал гость из Беларуси – автомобиль Pontiac Silverstreak 8 выпуска 1950 года. Рядный 8-цилиндровым мотор, отличающейся особой плавностью в работе, имеет рабочий объем 4,4 л и коробку-автомат HydraMatic – одну из первых, применяемых на американских автомобилях.
Интересной особенностью машины является противосолнечный козырек с линзой, который позволял проецировать сигнал высокорасположенного светофора на лобовое стекло. Интересной деталью экстерьера была фирменная фигурка в виде головы индейца на капоте, оборудованная подсветкой.
Эхо прошедшей войны
Сравнительно небольшую, но интересную группу представляли на выставке образцы автомототехники, изготовленной в конце 30-х – начале 40-х гг. Подобные машины применялись в период Второй мировой войны, а после нее разными путями попадали в нашу страну.
Военно-историческая группа 701st Ordnance Light Maintenance Company Living History, которая занимается поиском и восстановлением техники армии США периода Второй мировой войны, представила отлично отреставрированный джип Forf GPW (типа Willys MB) и редкую санитарную машину Dodge WC54. Последняя получила приз «Лучший грузовик» фестиваля.
Кроме того, группа показала сделанные со знанием дела копии американского 1,5-тонного грузовика Chevrolet G7117 (4х4) и колесного бронетранспортера Scout М3А1 (4х4).
Армейскую автотехнику Германии времен Второй мировой представляла лучшая легковая машина в составе вермахта – Volkswagen 82 (4×2). Это детище знаменитого конструктора Фердинанда Порше имела характерный открытый кузов, за которое получило прозвище Kubelwagen («автомобиль-лоханка»). Оппозитный 4-цилиндровый «воздушник», установленный в корме, имел рабочим объем 985 см куб и развивал 23,5 л. с., а с марта 1943 года – 1131 см куб. и 25 л. с. В 1940 – 44 гг. было выпущено 50 435 таких машин.
Одним из массовых немецких автомобилей 30-х гг., которые тоже применялись в вермахте, был Opel 2.0 Liter. Он имел 6-цилиндровый мотор в 36 л. с. и развивал до 100 км/ч. В 1934 – 37 гг. было изготовлено 52 594 машины.
Лучшим мотоциклом фестиваля Old Car Land был признан BMW R75. Это модель тяжелого класса, с коляской, была специально разработанная для вермахта. Она имел привод не только на заднее колесо, но и на колесо коляски, что повышало проходимость. Имелась также передача заднего хода. Оппозитный двухцилиндровый двигатель объемом 746 см куб. развивал 26 л. с. Максимальная скорость составляла 95 км/ч. В 1940-44 гг. выпустили 16 510 таких мотоциклов.
Конечно же, на фестивале не обошлось без самого массового отечественного грузовика 30-х гг. – легендарной «полуторки» ГАЗ-ММ. Всего до 1949 года было выпущено 397 821 таких машин.
По традиции на фестивале демонстрировался броневик БА-64Б на базе джипа ГАЗ-67 с двигателем 54 л. с. Машина выпускалась с 1 сентября 1943 года и была модернизацией модели БА-64, производимой с апреля 1942 года. В башне был установлен пулемет ДТ (7,62 мм), толщина брони составляла 7 – 11 мм. По май 1945 года было изготовлено 4272 бронеавтомобиля БА-64Б.
Сделано в Украине
На выставке был представлен первый украинский малолитражный автомобиль ЗАЗ-965 «Запорожец». Машина с порядковым номером 185 является старейшей из числа сохранившихся до наших дней. О ней мы уже подробно рассказывали.
Премьерой фестиваля стал легковой автомобиль «Лань» с кузовом из стеклопластика, представленный YouTube каналом «Кузница тест-драйв». Машина была изготовлена на Северодонецкой авторемонтной базе в 1972 году. Именно там, в 1963 – 67 гг. выпускался известный микроавтобус «Старт» – тоже с пластмассовым кузовом. «Лань» была последней машиной из серии 11 разных легковых автомобилей, выполненных на общем шасси и имеющих уникальный стеклопластиковый кузов. Дизайн автомобиля выполнен в стиле американских моделей 1967-68 гг.
В конструкции машины использованы компоненты различных отечественных автомобилей. Двигатель 1,5 л взяли от «Жигулей». Передние и задние мосты, а также панель приборов заимствованы от «Москвича 408», бамперы, передние сиденья и задние фонари – от ЗАЗ-966. Стояночный тормоз использован от «Волги».
Богатую коллекцию представил на фестивале YouTube канал Oleg AC, возглавляемый авторитетным исследователем украинской мото- и велотехники Олегом Омельницким. Она была удостоена приза «Лучшая экспозиция легкой мототехники».
Прежде всего нужно назвать первенца Киевского мотозавода – легкий мотоцикл К-1Б «Киевлянин» выпуска 1949 года. Такие машины производились с 1946 по 1951 год и являлись копией немецкой модели Wanderer SP1. Они имели двигатель рабочим объемом 97,7 см и мощностью 2,3 л. с. Максимальная скорость составляла 50 км/ч. Всего было изготовлено 30 тыс. таких машин. Этот мотоцикл был отмечен призом фестиваля – «Мотолегенда».
Кроме этого раритета на стенде насчитывалась еще целая дюжина интересных экспонатов. Среди них – первый в СССР мотовелосипед ХВЗ В-901 1959 года выпуска, который производился на Харьковском велозаводе в 1958 – 62 гг. Демонстрировалась также гамма машин и от Львовского веломотозавода, в том числе первый мотовелосипед ЛВЗ В-902, выпускавшейся в 1958 – 63 гг. Была на стенде и одна из наиболее удачных львовских моделей – ЛМЗ МП-048 «Верховина 3» (1970 – 72 гг.), а также ряд моделей «Карпаты».
В экспозиции фестиваля также можно было увидеть интересный украинский хот-род «Апач». Машина изготовлена в американском стиле 30-40-х гг. В ней использованы компоненты различных автомобилей. Мотор заимствован от «Волги» ГАЗ-24-10, решетка радиатора – от джипа ГАЗ-67Б, передняя балка взята с китайского грузовичка, а кабина – с полноприводного ЗИЛ-157, которая была занижена на 10 см. Диван позаимствовали с 21-й «Волги», а диски колес от ГАЗ-69 расширили под 265-ю резину. Фары взяты от трактора МТЗ, а воздушный фильтр – от сеялки John Deere.
Приз за лучший сохранившийся отечественный автомобиль получил ГАЗ-21Р Волга 1967 года, которую представил Анатолий Шумский – президент Украинского автомобильного клуба (УАК) и известный коллекционер.