В автомобильной промышленности для этого сначала нужно потратить миллиард, и не один. Как же можно распорядиться такими деньгами в столь непростое время?
В автомобильной промышленности для этого сначала нужно потратить миллиард, и не один. Как же можно распорядиться такими деньгами в столь непростое время?
В автомобильной промышленности для этого сначала нужно потратить миллиард, и не один. Как же можно распорядиться такими деньгами в столь непростое время?
Во время мирового экономического кризиса автогиганты закрывают свои заводы или сокращают объемы производства. Но представители корейской школы автобизнеса из Hyundai Kia Automotive Group поступили совсем по-другому. В сентябре 2009 г. официально запущен завод Hyundai в местечке Ношовице в Чехии, а в ноябре с конвейера первого в США завода Kia в городе Вест-Пойнт (Джорджия) торжественно сошел Sorento нового поколения. Инвестиции в каждый из этих объектов оцениваются в 1 млрд евро. А всего за год до кризиса, в декабре 2006 г., начал работу первый европейский завод Kia в городе Жилина в Словакии (см. «АЦ» № 20’2007) – и тоже с инвестицией в один миллиард евро.
Невольно задаешься вопросом – как можно «отбить» такие гигантские финансовые затраты?! Естественно, увеличив продажи. В США по итогам 11 месяцев 2009 г. на фоне заметного спада в автобизнесе Kia – на втором, а Hyundai – на третьем месте в тройке автобрендов, показавших прирост продаж по сравнению с 2008 годом. В аналогичном европейском рейтинге Hyundai – на втором, а Kia – на седьмом месте.
В чем же секреты решительного наступления корейского автопрома? Чтобы узнать больше, мы в очередной раз отправились в Словакию, на завод Kia Motors Slovakia (KMS).
Восток – дело тонкое
В серьезных азиатских компаниях никогда не принимают скоропалительных решений, а все важные дела строят на корпоративной философии. Заглянув в «Википедию», обнаруживаем, что шаги развития Kia Motors закодированы… в названии компании. По одной из интерпретаций – это два иероглифа: «Ki», обозначающий «выйти вовне», и «А» – «находящаяся в Азии», что вместе переводится как «выходящая из Азии».
В эпоху глобализации эта фраза напрямую перекликается со стратегией мирового автопрома – проектировать и производить модели как можно ближе к потребителям. Размещение европейских заводов Hyundai–Kia в Восточной Европе не только символично, но и практично. Расстояние между ними – всего 83 км. Это позволяет легко кооперировать производство автомобилей, построенных на платформах С-класса. И до потребителей рукой подать: Париж – 1519 км, Рим – 1397 км, а Киев – 1027 км.
Уже сейчас словацкий завод Kia Motors, специализирующийся на семействе cee’d, поставляет двигатели на чешский завод Hyundai, выпускающий i30. Это наиболее «ходовые» моторы – бензиновые 1,4/1,6 л и дизельные 1,6/2,0 л. Кроме того, каждый завод способен производить одновременно несколько моделей на единой сборочной линии. Причем на KMS их может быть до восьми, включая компактные SUV – в январе на конвейере в Жилине компанию «своему» Sportage составил «родственник» Hyundai ix35.
Ландшафтный дизайн завода не уступает оформлению территорий курортных гостиниц. | |
Завод как реклама
Впрочем, у конкурентов тоже есть и европейские заводы, и модели, спроектированные с учетом местных вкусов. Но корейцы сделали еще один смелый шаг – на Kia cee’d (а затем и на Sportage) была объявлена гарантия 7 лет! Ее условия и ограничения зависят от страны. Для Украины, например, общий пробег автомобиля не должен превышать 150 тыс. км.
Чтобы придать этим цифрам еще большую убедительность, использовали нестандартный прием – образцово-показательное предприятие в Жилине стало своеобразным рекламоносителем! Обычно автогиганты неохотно показывают производство широкой публике, оберегая свои ноу-хау от конкурентов. Но словацкий завод Kia активно пропагандировали с момента закладки первого камня в его фундамент. На сайте http://eng.kia.sk можно было проследить, как строится, оборудуется, запускается это предприятие, и даже устроиться туда на работу. Теперь сайт позволяет совершить виртуальный тур по территории и основным цехам, прочитать заводскую «малотиражку» и даже ознакомиться с финансовым отчетом для акционеров! Кроме того, практически ежедневно проводятся ознакомительные экскурсии для официальных делегаций, журналистов, артистов.
Как нам сообщили во время такой экскурсии, завод построен с акцентом на три основных фактора – качество, производительность и гибкость. KMS претендует на европейское лидерство по продуктивности – 100 авто в год на одного работника. При полной загрузке завод должен работать в три смены и может выпускать за год 300 тыс. автомобилей. Скорость главного конвейера – один автомобиль в минуту, но, учитывая объем заказов, здесь пока работают в две смены. В таком режиме в 2008 г. было выпущено 201,5 тыс. авто. Участок производства двигателей уже перешел на трехсменную работу с максимальной производительностью 300 тыс. моторов в год. В 2011-м планируют запустить вторую очередь цеха мощностью 150 тыс. двигателей.
За 2008 год, в разгар мирового экономического кризиса, прибыль завода составила
49,9 млн евро.
Путь качества
Сразу бросается в глаза не только изобилие постов контроля качества, но и повторяющиеся плакаты: «Путь Kia – это путь качества!», «Сведем дефекты к нулю!». Это не только призывы, но и элементы сертифицированной системы управления качеством. Кроме участков контроля закупочных материалов, деталей и узлов, а также поэтапного контроля производства, есть специальная группа аудита готовых автомобилей, которая выборочно оценивает их с точки зрения придирчивого покупателя. Машины «экзаменуют» и на тестовом треке. Интересно, что во время кризиса компания не стала менять проверенных поставщиков, даже имея финансово более выгодные альтернативы. На 75% выпускаемые модели состоят из европейской продукции (более 50% – собственно KMS) и на 25% – корейской, японской и американской.
Высокая степень автоматизации – важный фактор качества, но многое зависит и от людей. Помимо профессионального обучения, большое значение имеют стиль управления и условия труда. На предприятии – открытый менеджмент, поощряются командная работа и решение вопросов «на месте». Правда, руководящие посты занимают корейские специалисты. Но главное – приятная атмосфера и отличные условия труда. Впечатляет ландшафтный дизайн территории, а цеха, кроме новейшего оборудования, продуманных рабочих зон и уютных мест отдыха, поражают невероятной чистотой. Средняя зарплата рабочих – 700–800 евро. Есть программы, стимулирующие инициативу, рационализаторство и социальную активность. Сотрудники завода могут приобрести автомобиль со скидкой 10–20%.
Что же в итоге? Продажи cee’d в переполненном сильными немецкими и японскими конкурентами С-классе растут – сегодня это самая продаваемая модель Kia в Европе. А в самой Словакии за 3 года марка переместилась с 15-го на 4-е место. Страна получила современное высокотехнологичное и экологичное предприятие, на котором работают 2800 человек. Есть и словацкие фирмы – партнеры по производству, доставке и подготовке комплектующих, а также предприятия обслуживания, начиная с озеленения и заканчивая переработкой отходов. На мой взгляд, это хороший пример того, как инвестировать деньги с умом.
Производство на KMS, тыс. шт. | |
2006 г. | 5,0 |
2007 г. | 145,1 |
2008 г. | 201,5 |
2009 г. | 153,0 |
2010 г. | 180,0 прогноз |
1. Прессовое производство
Все начинается с 20-тонных рулонов стального листа толщиной 0,65-0,75 мм, которые поставляются из Франции, Австрии и Германии. Разрезанные заготовки подаются роботами в две автоматические 4-шаговые линии штамповки, способные изготавливать более 5 млн кузовных панелей в год. Не обходится без людей только замена пресс-форм, но благодаря технике длится это всего 10 мин. Готовые панели поступают в автоматическое хранилище, откуда выбираются помодельно и отправляются в цех сварки кузовов.
2. Сварка кузовов
Это самый автоматизированный участок на заводе – на 313 роботов приходится всего 176 человек! Все сварочные операции выполняют 218 роботов (2013 точек сварки на кузове cee’d, 2359 точек у Sportage), еще 22 их «коллеги» занимаются герметизацией соединений, 69 – перемещением и фиксацией. Здесь же – 4 автоматические лазерные станции измерений и контроля. Геометрию каждого кузова проверяют на посту финиш-контроля и при выявлении дефектов отправляют на восстановительный ремонт. Производственная мощность – 300 тыс. кузовов в год при трехсменной работе. Все роботы изготовлены в компании Hyundai Heavy Industry.
3. Лакокрасочный цех
На этот участок производства – самый строгий режим доступа: тут необходимы идеальная чистота и «стерильный» воздух. Общая длина пути кузова через все операционные зоны, включая электрохимическую обработку, нанесение грунта в ванной с переворачиванием и поэтапные окраску и сушку, – 7,5 км. Все операции выполняют 46 роботов; люди получают доступ к кузовам в основном в зонах контроля.
4. Сборочный цех
Это самый большой по площади и трудоемкости участок завода. Разные типы транспортеров подают собранные узлы, агрегаты и комплектующие на главный конвейер, где они монтируются на окрашенные кузова определенной модели. Причем все поступающие элементы соответствуют конкретной собираемой модификации. Скорость сборки – один автомобиль каждые 60 секунд! Большинство сборочных операций требует человеческих рук, но, например, переднюю панель, которая в сборе весит 48 кг, подает и устанавливает робот. На всех рабочих постах есть фотографии с описанием каждой операции. Высота размещения кузова на каждом посту регулируется под работающего здесь оператора. Двигатель, трансмиссию, переднюю и заднюю подвески к месту «свадьбы» с кузовом доставляет автоматическая магнитная платформа.
5. Финальный контроль
Современный автомобиль – сложнейшая техническая система. В ходе его производства выполняются тысячи операций. Поэтапный контроль и устранение дефектов сразу после их возникновения – важнейший фактор гарантии качества. Часть проверок выполняют автоматические измерительные станции, но многое доверено и людям. Тестовый трек длиной 3,5 км с 4-мя типами покрытия, имитаторы неровностей, мостики позволяют проверять подвеску, тормоза, ESP, разгоняя авто до 160 км/ч.
История Kia Motors Slovakia | |
2004 | Апрель. Начало строительства |
2005 | Декабрь. Окончание строительства |
2006 | |
Июнь. Запуск производства в тестовом режиме | |
2007 | |
Июнь. Запуск Sportage | Июль. Запуск cee’d_sw |
Октябрь. Запуск pro_cee’d | |
2008 | Июль. Фейслифтинг Sportage |
2009 | Июнь. Фейслифтинг cee’d |
2010 | Январь. Hyundai ix35 |
Июль. Kia Sportage New |