О машине в богатой комплектации мы часто говорим, что она, пожалуй, только кофе в постель не приносит. Однако компания Honda работает и в этом направлении.
О машине в богатой комплектации мы часто говорим, что она, пожалуй, только кофе в постель не приносит. Однако компания Honda работает и в этом направлении.
О машине в богатой комплектации мы часто говорим, что она, пожалуй, только кофе в постель не приносит. Однако компания Honda работает и в этом направлении.
Конечно же, речь не о том, что автомобиль в буквальном смысле сможет варить и подавать кофе. Имеется в виду более сложный и широкий проект Honda – человекоподобный робот Asimo. C этим «гуманоидом» нам довелось встретиться в Бельгии, в лаборатории под Брюсселем, где создана своеобразная гостиная для знакомства с ним.
Первый вопрос, который возникает при виде этого малыша, – почему, собственно, робот создан по человеческому образу и подобию? Ведь повторить движения суставов рук и ног, заставить держать равновесие и сделать кисть руки гибкой и подвижной очень непросто. Но все дело в том, что главный принцип разработчиков – приспособить робота к «жизни» в нашей среде и научить его делать все то, что можем мы. Но ни в коем случае «за нас», а «для нас».
Хондовский малыш Asimo и впрямь уже сегодня умеет многое – говорить, подавать поднос с кофе, ходить по лестнице и даже бегать. Причем не только по прямой, но и по кругу. Более того – может устраивать слалом. Основная сложность – при беге робот должен отрываться от земли. И хотя это происходит всего на 0,8 секунды (как и у бегущего человека), задача для инженеров оказалась не такой уж простой. В конструкцию пришлось добавить еще один сервопривод, перенастроить системы, стабилизирующие корпус, и укрепить механизм суставов ног, чтобы они могли без повреждений выдерживать вес приземляющегося 54-килограммового робота.
Команды Asimo получает по беспроводной связи с ноутбука или с вот такого |
А собственно, зачем это все? Неужели миллионные средства расчетливые японцы тратят просто для того, чтобы создать игрушку? Ответ есть. Точнее, их сразу три. Во-первых, Asimo – прекрасный способ показать потенциал инженерной мысли Honda и ее способность выходить за рамки общепринятого. Во-вторых – это инструмент совершенствования технологий, которые можно применять в ближайшие годы. В третьих – есть цель спустя полтора десятка лет выпустить роботов в свободную продажу, чтобы они стали домашними помощниками. Но какой же должна быть их цена в розничной продаже? Лукаво улыбаясь, руководитель студии Asimo в Бельгии Вильям де Брекелер сообщил нам по секрету, что в идеале стоимость такого продукта задумана на уровне цены Honda Civic, то есть $25–30 тысяч!
E0 1986 г. | E1 1987 г. |
E2 1988 г. | E3 1989 г. |
E4 1991 г. | E5 1992 г. |
P1 1993 г. | P2 1996 г. |
P3 1997 г. | Asimo 2000 г. |
new Asimo 2005 г. |
New Asimo | |
Рост, см | 130 |
Вес, кг | 54 |
Материал корпуса | магниевый сплав |
Материал облицовки | полимер |
Скорость ходьбы, км/ч | 2,7 |
Макс. скорость бега, км/ч | 6 |
Время автономной работы, мин. | ~40 |
Тип аккумулятора | Li-ion |
Напряжение аккум., В | 51,8 |
Вес аккумулятора, кг | 6 |
История роботов Honda
Идея подобного помощника для людей возникла у японских инженеров в середине 80-х годов прошлого века. Первый прототип был далек от нынешнего робота: пара ног с платформой на вершине. Ведь главной была именно способность шагать и держать равновесие. Только после этого перешли к созданию робота с «руками и корпусом». Автономный человекоподобный робот P3 появился в 1996 году. В отличие от предшественника Р1, рост которого составлял 1,95 м, а вес – 195 кг, Р3 значительно меньше (рост – 1,6 м, вес – 130 кг). Благодаря применению легких сплавов нынешний Asimo гораздо легче. Уменьшение размеров робота объясняется не только техническими нюансами. Человеку гораздо проще чувствовать себя в безопасности рядом с машиной, которая меньше его. Центров по исследованию и развитию роботов у Honda три – на родине, в США и в Европе, близ Франкфурта. Брюссельский «офис» –
сугубо демонстрационный.
Применение технологий
Asimo может точно дозировать усилие пальцев и аккуратно брать предметы или даже пожимать руку человека. | Руки с пятью пальцами, как и способность ходить по лестницам, необходимы, чтобы Asimo был органичен в мире, созданом для человека. |
Системы лазерных и ультразвуковых датчиков (расположены внизу «живота») уже сегодня используются в парковочных системах автомобилей. А усовершенствованные системы распознавания речи и объектов могут помочь в создании систем активной и пассивной безопасности для распознавания препятствий, пешеходов на дороге и даже определения состояния водителя по его мимике. Не исключено, что с развитием технологий машина сможет ездить на «автопилоте».