X

Гость из будущего

О машине в богатой комплектации мы часто говорим, что она, пожалуй, только кофе в постель не приносит. Однако компания Honda работает и в этом направлении.

О машине в богатой комплектации мы часто говорим, что она, пожалуй, только кофе в постель не приносит. Однако компания Honda работает и в этом направлении.

О машине в богатой комплектации мы часто говорим, что она, пожалуй, только кофе в постель не приносит. Однако компания Honda работает и в этом направлении.

Конечно же, речь не о том, что автомобиль в буквальном смысле сможет варить и подавать кофе. Имеется в виду более сложный и широкий проект Honda – человекоподобный робот Asimo. C этим «гуманоидом» нам довелось встретиться в Бельгии, в лаборатории под Брюсселем, где создана своеобразная гостиная для знакомства с ним.

Первый вопрос, который возникает при виде этого малыша, – почему, собственно, робот создан по человеческому образу и подобию? Ведь повторить движения суставов рук и ног, заставить держать равновесие и сделать кисть руки гибкой и подвижной очень непросто. Но все дело в том, что главный принцип разработчиков – приспособить робота к «жизни» в нашей среде и научить его делать все то, что можем мы. Но ни в коем случае «за нас», а «для нас».
Хондовский малыш Asimo и впрямь уже сегодня умеет многое – говорить, подавать поднос с кофе, ходить по лестнице и даже бегать. Причем не только по прямой, но и по кругу. Более того – может устраивать слалом. Основная сложность – при беге робот должен отрываться от земли. И хотя это происходит всего на 0,8 секунды (как и у бегущего человека), задача для инженеров оказалась не такой уж простой. В конструкцию пришлось добавить еще один сервопривод, перенастроить системы, стабилизирующие корпус, и укрепить механизм суставов ног, чтобы они могли без повреждений выдерживать вес приземляющегося 54-килограммового робота.

Команды Asimo получает по беспроводной связи с ноутбука или с вот такого
портативного компьютера.

А собственно, зачем это все? Неужели миллионные средства расчетливые японцы тратят просто для того, чтобы создать игрушку? Ответ есть. Точнее, их сразу три. Во-первых, Asimo – прекрасный способ показать потенциал инженерной мысли Honda и ее способность выходить за рамки общепринятого. Во-вторых – это инструмент совершенствования технологий, которые можно применять в ближайшие годы. В третьих – есть цель спустя полтора десятка лет выпустить роботов в свободную продажу, чтобы они стали домашними помощниками. Но какой же должна быть их цена в розничной продаже? Лукаво улыбаясь, руководитель студии Asimo в Бельгии Вильям де Брекелер сообщил нам по секрету, что в идеале стоимость такого продукта задумана на уровне цены Honda Civic, то есть $25–30 тысяч!

E0 1986 г.

E1 1987 г.

E2 1988 г.

E3 1989 г.

E4 1991 г.

E5 1992 г.

P1 1993 г.

P2 1996 г.

P3 1997 г.

Asimo 2000 г.

new Asimo 2005 г.

New Asimo

Рост, см

130

Вес, кг

54

Материал корпуса

магниевый сплав

Материал облицовки

полимер

Скорость ходьбы, км/ч

2,7

Макс. скорость бега, км/ч

6

Время автономной работы, мин.

~40

Тип аккумулятора

Li-ion

Напряжение аккум., В

51,8

Вес аккумулятора, кг

6

История роботов Honda

Идея подобного помощника для людей возникла у японских инженеров в середине 80-х годов прошлого века. Первый прототип был далек от нынешнего робота: пара ног с платформой на вершине. Ведь главной была именно способность шагать и держать равновесие. Только после этого перешли к созданию робота с «руками и корпусом». Автономный человекоподобный робот P3 появился в 1996 году. В отличие от предшественника Р1, рост которого составлял 1,95 м, а вес – 195 кг, Р3 значительно меньше (рост – 1,6 м, вес – 130 кг). Благодаря применению легких сплавов нынешний Asimo гораздо легче. Уменьшение размеров робота объясняется не только техническими нюансами. Человеку гораздо проще чувствовать себя в безопасности рядом с машиной, которая меньше его. Центров по исследованию и развитию роботов у Honda три – на родине, в США и в Европе, близ Франкфурта. Брюссельский «офис» –
сугубо демонстрационный.

Применение технологий

Asimo может точно дозировать усилие пальцев и аккуратно брать предметы или даже пожимать руку человека.

Руки с пятью пальцами, как и способность ходить по лестницам, необходимы, чтобы Asimo был органичен в мире, созданом для человека.

Системы лазерных и ультразвуковых датчиков (расположены внизу «живота») уже сегодня используются в парковочных системах автомобилей. А усовершенствованные системы распознавания речи и объектов могут помочь в создании систем активной и пассивной безопасности для распознавания препятствий, пешеходов на дороге и даже определения состояния водителя по его мимике. Не исключено, что с развитием технологий машина сможет ездить на «автопилоте».

Андрей Волощенко
Фото автора и Honda