Езда по украинским дорогам: в горы сквозь ямы и мучения
Впервые я сел за руль в феврале 2010 года. Это была знаменитая для киевлян «зима Черновецкого», когда лед с дорог сходил почти до апреля. А сами дороги были попросту ужасны. Как сейчас помню, не имея опыта и уверенности, и с пробегом около 2000 км, я поехал в Крым. Кошмар начался в Николаевской области под Первомайском, где ямы на трассе после зимы были глубиной в колесо грузовика. В Херсонской области полотно было сорвано целыми полосами, поэтому приходилось ехать то ли по щебню, то ли по основе для самого асфальта, из-за чего многие километры я тащился черепашьим темпом, убивая резину. В итоге, дорога до Алушты заняла 16 часов, а руки, когда я вышел из машины, дрожали.
Долгие годы воспоминания о той поездке у меня вызывали легкий холодок в спине, и я думал, что хуже дорог быть просто не может. Но, конец ушедшего апреля убедил меня в том, насколько я ошибался, и теперь лидером по отвратительности дорожного покрытия стала Западная Украина.
На самом деле, поездка на историческую Родину не предвещала ничего плохого. Я достаточно быстро добрался до Хмельницкого, а затем – до родного Каменца-Подольского, где решил остановиться на ночь, чтобы на следующий день быть уже в Карпатах. В принципе, о маршруте Киев-Житомир-Староконстантинов-Хмельницкий-Каменец-Подольский сказать ничего резко негативного нельзя. Равно как и о дорогах через Бердичев и Литин. Полотно в основном на «4», иногда на «3+». Глубоких ям нет, «стиральная доска» встречается нечасто. Поэтому можно смело ехать в пределах разрешенной ПДД скорости. Есть только один проблемный участок между Летичевым и Хмельницким: там полотно почти отсутствует, и несколько километров приходится плестись по грунтовке. Хотя в этом месте ведется активный ремонт, и летом, вероятно, там уже будет новое покрытие.
Но, чем ближе к Западу – тем больше сюрпризов. После Каменца-Подольского я решил полюбоваться руинами Червоноградского замка, которые находятся в Тернопольской области, близ села Нырков. И зря. Дорога туда идет, начиная с поворота в селе Жванец, вдоль Днестра через Мельницу-Подольскую, Юрьямполь, Касперовцы. По идее, это всего лишь 100 км пути, которые по хорошему покрытию займут 1-1,5 часа езды. Но дорожного покрытия местами просто нет – это ямы, выбоины, и глубокие рытвины. Как будто передо мной здесь прошли танки и БТРы. Поэтому плелся я до места назначения больше 3-х часов, издеваясь над сцеплением и коробкой передач. А заодно мучая и подвеску, удары по которой иногда были такой силы, что я думал, будто моей машине уже оторвало колеса.
От Ныркова предстояла аналогичная по протяженности дорога до Яремче. Путь пролегал через Городенку, Гвоздец, Делятин. Первый отрезок пути длиной около 20 км был более-менее терпимым. Педалью тормоза приходилось работать нечасто, а ямы если и попадались – то некритичные. Но, ближе к Карпатам состояние дороги резко ухудшилось. Ямами были изрыты целые участки дороги, которые тянулись не один километр. Ни дать, ни взять – военный полигон! И приходилось искать объезд по обочине, или переваливаться из ямы в яму, не увеличивая скорость больше 5-10 км/час.
Добравшись до Яремче, и оценив всю печаль дорожной ситуации, я всерьез пересмотрел свой маршрут, отказавшись от поездки на озеро Синевир и в Берегово, потому что начал переживать, что такие испытания мой автомобиль не выдержит. И не зря. Как оказалось, в самих Карпатах состояние дорог не лучше, чем по окрестным районам.
Например, в один из дней я совершил «марш-бросок» из Яремче в Солотвино – приграничный городок, известный в бытность своими соляными шахтами, которые теперь затоплены. Приблизительно треть из 123 км пути – это вновь борьба с ямами и разбитой дорогой. Причем, наихудшее состояние дорожного покрытия при переезде в Закарпатскую область, от Рахова и дальше. В одну из ям заднее колесо провалилось настолько глубоко, что я повредил брызговик. И это несмотря на «черепашью» скорость.
Следующей была поездка из Яремче в Ворохту и дальше, в Кривополье и Верховину. По пути заехал в сторону Говерлы. Дороги отвратительны везде. Даже в районе раскрученного курорта Буковель. Яма на яме, местами асфальт практически уничтожен, и ползти приходится чуть ли не «пузом по земле».
Возвращаться в Киев я решил через Черновцы. Для этого нужно было обогнуть Коломыю и проехать Снятын. Увы, надежда на то, что дорога там будет лучше, не оправдалась. Относительно спокойно стало ехать лишь ближе к Черновцам, до этого – все тот же режим «стоп-старт»-«тормоз-газ»-«первая-вторая». Иногда ямы попадались такие, что даже фуры их переползали на минимальной скорости. В итоге, до Черновцов путь занял около 3 часов. Дальше стало легче, а около Житомира я вовсе вздохнул с облегчением.
Вместо эпилога
Наверняка многие украинцы этим летом решат «распробовать» Карпаты и их окрестности вместо ставшего чужим Крыма. Там действительно красоты и великолепия, но для машины – настоящее мучение. Поэтому, есть два варианта. Первый – путешествовать поездом и пригородным транспортом. Второй – ехать собственным автомобилем, но при этом приготовиться к тому, что десятки километров пути придется активно работать рулем, объезжать многочисленные ямы и «провалы» в дорожном покрытии, и тратить на это очень много времени. Если это не пугает – вперед, к горам! Только обязательно перед поездкой проверьте давление в запаске, и сделайте диагностику ходовой. На таких дорогах – мало ли что…