К Евро-2012 власти обяжут все такси получить лицензии и возить по четким тарифам
На рынке такси грядут перемены. «Шашечки», которые, по экспертным оценкам, в 80% случаев работают нелегально, хотят вывести из тени. Таксистов обяжут обзавестись таксометрами и тремя видами карточек (аналог лицензии). Такие новшества несет закон, который разрабатывается в Мининфраструктуры. Вскоре он будет подан в Кабмин и Верховную Раду. Главная цель закона – легализировать этот рынок, а значит, и защитить пассажиров. Ведь садясь к легальному водителю, они будут уверены в безопасности, а если что не так, смогут пожаловаться. Правда, таксисты пугают: тарифы в таком случае возрастут, да и машину вызвать будет сложнее.
По проекту закона, таксистам придется обзавестись счетчиком – за его отсутствие им будет грозить серьезный штраф (1700 гривен). «Если таксометр не будет включен в салоне в присутствии пассажира – тоже штраф 1700 гривен», – сказал «Сегодня» председатель Профсоюза таксистов Украины Василий Попик, участвовавший в разработке закона. Проект предлагает ввести три вида карточек: для водителя такси, для водителя на заказ (например, обслуживание свадеб) и для информационно-диспетчерских служб. Выдавать их будут местные органы власти, а не Главная автотранспортная инспекция. «Таксисту могут либо выдать карточку, либо отказать (оснований всего два – недостаток поданной информации или неуплата денег за оформление карточки). Стоимость единоразовой карточки – одна минзарплата (с 1 декабря – 1004 грн.)», – говорит Попик.
Еще одно новшество – диспетчерские службы будут регистрироваться, и работать по четким правилам. Сейчас они – посредники, которые получают с таксистов плату за связь с клиентом, и ни за что не отвечают, объясняет Попик. Зачастую диспетчеры не знают водителей (те просто платят за рацию и ездят сами по себе). В итоге пассажир может сесть в машину к человеку, который только что получил права, нетрезв или даже грабитель.
Но есть и обратная сторона медали. Если таксисты легализуются, то их станет меньше. А из-за уменьшения количества предложений цена услуг может вырасти, говорит Попик. Насколько, он не берется прогнозировать. Вызвать машину в Киеве также станет сложнее, так как служб станет куда меньше. «Таксометры нужны, а то иностранцы удивляются, почему проезд по одному и тому же маршруту может стоить по-разному. Но необходим контроль, нужны тарифные стандарты, стандарты комфортности такси, профессиональный минимум водителя, обязательные чек или квитанция, чтобы можно было доказать факт получения услуги и защищать свои права, если они нарушены», – говорит владелец интернет-портала «Таксопорт» Анатолий Галазюк.
Таксисты сомневаются по поводу таксометров. «Ничего хорошего, кроме дополнительной прибыли их производителям, это не даст. Ведь они не учитывают, к примеру, простой в пробке», – говорит таксист из Киева Николай. «Новый закон может обернуться дишь новыми взятками проверяльщикам. Кстати, кто докажет, что я таксист? «Шашечек» нет, буду говорить, что просто везу знакомого!», – уверен «нелегал» Владислав.
Трудно спорить с тем, что рынок такси должен стать более цивилизованным. Авто должны ездить по счетчику и платить налоги. Однако властям нельзя сбрасывать со счетов и социальный аспект проблемы. Дело в том, что для многих горожан работа таксистом является наиболее простым способом заработать в нынешних условиях, когда какую-то другую работу найти трудно. Любой человек, имеющий права, может быстро взять в аренду машину, стать на учет в службу такси и вперед – крути баранку, зарабатывай, корми семью! Это, получается, создание рабочих мест без всякой помощи государства. Чистый доход таксиста, кстати, не такой уж и маленький – в Киеве от 5000 гривен в месяц.
А можно и раза в два больше. Поэтому в ходе реформы должны быть созданы такие условия, по которым оставалась бы возможность простого захода на рынок. Иначе большая часть нынешних таксистов просто уйдет в тень, и будет платить мзду гаишникам, которым, кстати, будет поручено проверять наличие счетчика.