X

Единственный финский производитель грузовиков отметил свое 90-летие

В апреле исполнилось 90 лет известному и единственному финскому производителю тяжелых грузовиков – фирме Sisu

В 1931 году в Финляндии инженер Тор Несинг основал компанию, в которой наладил выпуск грузовых автомобилей. А вот вопрос о ее красивом названии возник, как ни странно, только на следующий год, когда уже было построено 11 первых грузовиков и один автобус.

Был проведен открытый конкурс, и победу в нем одержало имя Sisu, что можно перевести с финского как «сила воли». Интересно, что за этот вариант, не сговариваясь, проголосовало 45 человек из более 4 тыс. участников.

Sisu S321

Первенцем марки стали капотные грузовики на 2,3 т – S321 и S322, которые отличались колесной базой. На них стоял двигатель Volvo Penta в 65 л. с. А в 1935 году стартовала обширная серия трехтонных грузовиков SH. На них поначалу ставили финские моторы Olimpia, но затем разочаровались в них и перешли на американские Hercules и шведские Volvo – в 65-90 л. с.

Sisu SH-3RLE

Первым трехосным грузовиком, правда, лишь с колесной формулой 6х2, стал выпущенный в том же году автомобиль SH-3RLE. За ним в 1937 году последовали первый бескапотник SH-1B  и первый дизельный грузовик – семитонка SH-D8 с мотором в 79 л. с.

Sisu SH-D8

Все названные выше машины однако были выпущены ограниченным тиражом. За период с 1932 по 1939 г. из ворот заводы вышло только 918 автомобилей.

После Второй мировой войны в истории предприятия Sisu начался новый, большой этап. Оно стало специализироваться на тяжелых грузовиках с широким использованием импортных компонентов. Продавались они, главным образом, в Финляндии.

Sisu K138

Однако в 70-е гг. автомобили Sisu стали поступать в СССР. Сначала это была партия рефрижераторов для обслуживания магазинов «Океан». За ними последовали лесовозы, самосвалы и тягачи.

Sisu M162

Общее количество машин составило несколько сотен. В 1981 году к ним добавились грузовики серии S, которые использовались в основном на северо-западе страны. В Украину же грузовики Sisu не попали и на дорогах появлялись лишь проездом.

Sisu SM300

Начиная с 70-х гг. выпуск автомобилей Sisu стал падать. В 80-е гг. он составлял порядка 750 машин в год, а в 90-е и того меньше – 500-550 ед. Фирма осталась на плаву лишь благодаря тому, что контрольный пакет ее акций выкупила французская компания Renault. Это было сотрудничество надолго. Французы поставляли финнам кабины от своего грузовика Premium, а также моторы от дочерней, американской фирмы Mack.

Sisu E12

В дальнейшем фирма предлагала широкую гамму автомобилей с колесной формулой от 4х2 до 10х8 и полной массой свыше 18 т. На них устанавливались двигатели Cummins и Mack, коробки ZF, Allison или Fuller, «раздатки» Steyr и сцепление Spicer. Своими силами компания делала рамы, ведущие и ведомые мосты, а также специальные кабины.

Sisu RA (Raisu)

Конструктивные особенности грузовиков Sisu отвечают суровым условиям эксплуатации в Финляндии. Это особая надежность и пригодность к работе в холодном климате при температуре до минус 70 С, повышенная прочность шасси для использования на грунтовых и заснеженных дорогах. Топливные фильтры, трубопроводы, тормозные механизмы, картеры коробки передач, ведущих мостов и двигателя оснащены системами подогрева. Кабины отличаются усиленной теплоизоляцией, мощными отопителями и имеют многослойное антикоррозионное покрытие.

Sisu E14 c кабиной собственной разработки

В 2011 году появилась новая серия Sisu Polar, в которой широко использованы компоненты от автомобиля Mercedes-Benz Actros: кабины двигатель и коробка передач.

Sisu Polar